Изменениям в законодательство о религиозной деятельности нельзя придавать религиозный окрас, считает ученый-религиовед Асылбек Избаиров.
Казахстан продолжает обсуждать намечающиеся нововведения в области межрелигиозных взаимоотношений в стране. Поправки в законодательство предполагают массу запретов, которые уже сейчас в религиозной среде называют антиисламскими. Однако не все эксперты согласны с таким толкованием намечающихся изменений. Большинство считает, что Министерство по делам религий и гражданского общества таким образом намеревается еще раз подтвердить светскость Казахстана, несмотря на усиливающуюся исламизацию.
Интернет-портал «Саясат» записал на эту тему интервью с известным ученым, профессором кафедры религиоведения ЕНУ им. Гумилева Асылбеком Избаировым.
− Началось общественное обсуждение инициатив Министерства по делам религий и гражданского общества, которые уже ближайшей осенью будут внесены в парламент. Если коротко, то их суть заключается в укреплении светскости. На ваш взгляд, насколько актуально это целеполагание?
− Светскость – это принцип управления государством. Это единственный приемлемый путь, когда государство в сфере религиозных отношений только наблюдает и не вмешивается в работу религиозных групп. Единственная ремарка – только до тех пор, пока не нарушено законодательство государства.
Но я боюсь, что некоторые чиновники от власти понятию светскости придают идеологическое содержание
Во всем мире идут такие процессы как усиление неоконсервативных основ. Я предполагаю, что такая реакция чиновников исходит из ситуации в арабском мире, Сирии, где не прекращаются конфликты. А с другой стороны, религиозность никуда не денется. Просто в условиях давления процессы религиозности могут политизироваться.
− В последнем нашем интервью вы высказали мнение, что государство поменяло свою стратегию. Если раньше говорилось о традиционном исламе, то сейчас политика строится на переводе к светскому укладу. На ваш взгляд, с чем связана такая смена приоритетов?
− Эта смена связана с тем, что в государстве быстрыми темпами растет религиозность. Государство и духовенство оказались неподготовленными к интенсивному скачку нового уровня религиозности. Хотя этот процесс можно использовать во благо. Но государство видит процессы в арабском мире и пугается. Это естественно. Повторюсь, процесс религиозности будет расти, это может привести к постепенной политизации религии. Поэтому нужно быть осторожными в этом деле. Не надо этому законопроекту придавать религиозную окраску.
Духовность – красивый термин, за которым иногда прячут идиотизм и мракобесие — эксперт
Конечно, верующие должны понимать, что в этом есть и их вина. Естественное развитие религии в условиях быстрого роста религиозности стало иногда заменяться процессами искусственного навязывания некоторых религиозных догм. А они противоречили самой сути религии, сложившимся устоям общества. Естественно, это вызвало противоречия на разных уровнях.
Многие стали относиться к религии как к моде, не осознавая ее глубинных аспектов. Отношение некоторых верующих к религии приобретало гибридные формы, их поступки стали не совпадать с религиозными канонами
Ситуация дошла до того, что криминалитет, прикрываясь религией, стал оправдывать свои гнусные деяния.
− Вы часто говорите о рисках политизации ислама. С чем связаны ваши предостережения?
− Самые известные исламистские движения и тенденции к политизации ислама во второй половине двадцатого века от Марокко до Индонезии следовали примеру иранской революции 1979 года. Также и в последних событиях «арабской весны» было четко видно процессы политизации ислама. Использования религиозных лозунгов и риторики в политических целях. Например, в Египте это «Братья-мусульмане».
Процесс политизации религии – быстрый и глубинный, но до поры до времени может протекать незаметно. Этого нельзя допускать
− Предполагается ряд запретов — на получение духовного образования за рубежом, ношение одежды препятствующих распознаванию лица в общественных местах. Вводится штраф за оскорбление чувств атеистов и прочее. Как вы оцениваете эти инициативы. На ваш взгляд, как они будут восприняты радикальными группами?
− Те же радикалы будут говорить завтра, что в Казахстане запретили мусульманскую одежду, потому что Казахстан борется с исламом. То есть они будут готовить мотивацию.
В основном я закон поддерживаю, но нужны уточнения и конкретизация в некоторых моментах, необходимо уходить от религиозного окраса
Например, по вопросу вакцины. Многие, кто от них отказался, просят гарантий, что вакцина не убивает. Там абсолютно нет религиозного момента. По внешнему виду верующих министерство уже пояснило, что короткие штаны и борода под запретом не будут. Что касающаяся запрета на одежду, мешающую распознаванию лица, здесь нужно четко обозначить, что это делается в целях общественной и национальной безопасности.