Радикальное заявление главы государства Касым-Жомарта Токаева по земельному вопросу в очередной раз подтвердило намерение руководства страны навести наконец должный порядок в этой сфере.
Во время недавнего совещания по внесению изменений и дополнений в Конституцию Казахстана президент заявил о необходимости решения принципиально важного для общества и государства вопроса о собственности на землю, остановившись на этом отдельно.
По его мнению, «окончательное закрепление в Конституции нормы, что народ является собственником земли и природных ресурсов, будет иметь «большое политическое значение и исключит любые разночтения в будущем».
Для этого предлагается статью 6 Основного закона изложить в следующей редакции:
«Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство».
Напомним, что сейчас эта статья Конституции (точнее, ее третий пункт) выглядит в принципе иначе:
«Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».
Таким образом, собственность на землю, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы перейдет от государства к народу. От его имени право собственности будет осуществлять государство. Последнее же предложение третьего пункта наверняка останется, поскольку первый пункт статьи 6 гласит:
«В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность».
Для сравнения: в Конституции Казахской ССР 1978 года была прописана исключительная собственность государства на землю, ее недра, воды и леса. При этом земля, занимаемая тогдашними колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование. При этом их, как и других землепользователей, обязывали эффективно использовать, бережно относиться к земле и повышать ее плодородие.
Смог в Алматы: нужно модернизировать ТЭЦ, а не винить автотранспорт — ученый
В пользовании же граждан могли находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птиц), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства.
При этом Конституция и их обязывала рационально использовать предоставленные земельные участки.
В первой Конституции независимого Казахстана, принятой в 1993 году, также прописывалось, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся исключительно в государственной собственности.
В Конституции 1995 года это положение обрело новый вид в уже упоминавшемся третьем пункте статьи 6:
«Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».
С тех пор частная собственность на землю в Казахстане была вполне легально узаконена. Однако первоначально она не касалась земель сельхозназначения в первом законе о земле, принятом в форме президентского указа в конце 1995 года.
Гражданам и юридическим лицам, включая иностранцев, в частную собственность могли передаваться земельные участки, предоставленные под застройку или застроенные зданиями и сооружениями. Но иностранцы в отличие от граждан Казахстана не имели прав на частную собственность для участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства.
В 2003 году был принят Земельный кодекс, согласно которому вводилась частная собственность на земли сельхозназначения, что сразу же вызвало первые протесты.
Массовыми они стали в 2016 году, после того как годом ранее правительство инициировало изменения в Земельном кодексе по введению частной собственности на земли сельхозназначения и передаче земли в аренду иностранцам на 25 лет. При этом некоторые сельхозземли могли выставляться на аукцион.
Казахстанцы обеднели, разделились и снова готовы протестовать — Султанов
В частности, Ерболат Досаев, тогда министр национальной экономики, заявлял о планах выставить на аукцион 17 тысяч квадратных километров таких земель, а срок возможной аренды угодий иностранцами увеличить с 10 до 25 лет для получения выгоды из огромных неиспользуемых территорий.
По официальным оценкам, на тот момент площадь таких угодий оценивалась примерно в миллион квадратных километров. Под давлением общественности на соответствующие поправки в Земельный кодекс был наложен мораторий.
Нынешний глава государства взялся за решение земельного вопроса в первый же год своего правления. В своем дебютном послании Касым-Жомарт Токаев поставил задачу изъятия земель у «латифундистов», которые не занимаются их культивацией, лишая возможности фермеров и крестьян работать не земле и пасти скот.
Во втором президентском послании было четко заявлено, что казахстанская земля не будет продаваться иностранцам. Однако в связи с завершением в конце 2021 года моратория на отдельные нормы Земельного кодекса по вопросам использования земель сельхозназначения правительству было поручено разработать иные формы вовлечения этих земель в полноценный экономический оборот, поскольку инвестиции в аграрный сектор критически важны.
В прошлом году глава государства в своем третьем своем послании напомнил, что подписал закон, окончательно поставивший точку в вопросе продажи и аренды сельскохозяйственных земель иностранцам и компаниям с зарубежным участием.
В Земельный кодекс были внесены поправки, стимулирующие отечественных инвесторов вкладывать средства в развитие сельских территорий и вовлекать сельхозземли в полноценный экономический оборот.
Кроме того, президент напомнил правительству, что у фермеров по-прежнему нет доступа к местам выпаса скота из-за их принадлежности «лицам с известными фамилиями, устроившими из своих владений неприступные крепости».
Он также констатировал, что акимы не могут решить эту проблему по разным причинам, в том числе из-за личной зависимости. Тогда же правительству было дано поручение разработать в кратчайшие сроки закон «О личных подсобных хозяйствах».