К такому выводу Петр Своик пришел после новости о том, что Минэнерго готовит проект приказа об установлении предельных оптовых цен на природное голубое топливо до 30 июня 2023 года.
О том, что в разных регионах Казахстана с 1 июля 2022 года будут установлены предельные цены оптового товарного газа, сообщило информагентство LS. Планируется, что стоимость одного кубометра составит:
Естественно, после истории с ценами на сжиженный газ, которые правительство сейчас отпускать в свободное плавание не собирается, возник вопрос: к чему готовят казахстанцев в 2023 году, когда предположительно закончится действие разрабатываемого приказа?
Экономист Петр Своик считает, что нас готовят к переводу торговли природным газом на биржевую основу, а заодно и к росту цен на голубое топливо.
— Петр Владимирович, как вообще установление предельных цен на рынке согласуется с рыночными механизмами ценообразования?
— У нас пока еще существует система ценового администрирования на рынке газа. Хорошо это или плохо — любой рыночник скажет, что это отвратительно, и надо, чтобы цены определял сам рынок.
Но здесь есть разные истории. Например, просвещенная Европа, желая избавиться от монополии «Газпрома», построила весь свой газовый рынок на биржевых принципах — принципах торгов. И залетела известно куда.
Потому что устраивать биржевые торги в отсутствие реального достаточного конкурентного предложения, когда большую часть рынка обеспечивает некий монополист со стороны, это глупо
Также и у нас — ценообразование на газовом рынке традиционно, еще со времен советской власти, администрируется.
— Из-за отсутствия конкуренции?
— В том числе. Потому что производителей газа в Казахстане немного, и там никакого реального рынка. Конкуренции, которая бы заставила производителя снижать издержки и повышать качество товара, элементарно нет.
Администрирование же пока не вызывает никаких нареканий. Установлены тарифы по всем регионам по видам потребления, и все нормально работают
Правильно или неправильно расписаны тарифы, не знаю, но никто не жаловался.
Более того, все это внутреннее потребление составляет примерно ¾ всего производства газа в Казахстане. А ¼ идет на экспорт. И хотя газом у нас заведуют непростые люди с известными фамилиями, против которых сейчас идет разбирательство, они особо не беспредельничали, потому что внутренние цены регламентированы, а экспортная цена, которая примерно в 4-6 раз выше, чем средняя цена внутреннего потребления, дотировала низкие внутренние цены.
— Тогда зачем создали целое Агентство по развитию конкуренции, если ее как таковой нет?
— А затем, что это ведомство под руководством толкового председателя Серика Жумангарина задумало по лучшим европейским образцам перевести торговлю сжиженным газом, а в перспективе уже и природным, на биржевую основу. И настолько в этом деле продвинулось, что с 1 января 2022 года торговлю сжиженным газом как раз на биржевую основу и перевели. После чего случились известные январские события.
Поэтому биржа — дело полезное, но только когда есть реальная конкуренция и когда на биржевую торговлю от административного ценообразования и квотирования переходят аккуратно
Не с разбега в прорубь, а сначала потрогать воду, затем зайти по щиколотку и так далее.
— Последний проект приказа касается предельных цен на оптовый товарный природный газ.
— Это значит, что до сегодняшнего дня цены на трубопроводный газ дифференцированы и администрированы по видам потребления, по регионам.
А для чего пытаются утвердить предельные цены? Может быть я что-то не учитываю, но могу предположить, что
предельные цены — это подготовка к переводу рынка природного газа на биржевую основу
То есть цены будут определять на бирже. Но если они вдруг будут зашкаливать, как сейчас в Европе, тогда для ориентира установлены предельные.
— Эти предположения вы строите на том самом печальном опыте перевода на биржу торгов сжиженным газом?
— Именно.
— Можно ли в таком случае предположить, что после 30 июня 2023 года, когда истечет тот самый год, фигурирующий в приказе, природным газом в Казахстане начнут торговать на бирже?
— Конечно, можно. Ведь Жумангарин, помимо активного переноса на казахстанскую почву всех европейских биржевых примочек, пытался еще в бытность руководства регулированием естественных монополий переносить технологию не только предельных, но и долгосрочных цен на пять лет вперед.
Предположили, что когда такая предельная цена установлена, то монополист, зная свою перспективу на ближайшие пять лет, будет планировать инвестиции, технический прогресс, обновления, модернизации.
Механизм же краткосрочных предельных цен, а год — это оно и есть, конечно предполагает, что ценовой регулятор сам не очень-то представляет четкую картину в будущем
Он предпочитает регулировать короткими временными отрезками, намекая, что в следующий раз предельные цены будут не снижены, а серьезно повышены. Увидим через год.