Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.87
EUR
476
-0.84
RUB
4.82
0.00

Какой талант заложен в казахских генах — вся правда о национальных традициях

402
Фото: e-history.kz

Казахи – самый талантливый в мире народ. Были. Когда-то. Теперь – не очень. Растеряли. Почему я так считаю? Потому что нигде в мире такого нет. Имеется в виду, что фактически любой казах – неважно, пастух он или заслуженный деятель искусств, простой автослесарь или генеральный секретарь оппозиционной партии… короче – любой, мог при случае и спеть, и станцевать, и на дуде сыграть.

В крайнем случае – мог рассказать интересную байку и тем самым развлечь слушателя. Или зрителя. Одним словом, каждый что-то да умел. Мог удивить. Развеселить. Заставить задуматься. Как минимум каждый второй был непревзойденным оратором. Знал наизусть дастаны, легенды и отрывки из эпосов. Читал стихи. Часто – собственного сочинения.

Что нужно знать гостю казаха, чтобы не опозориться — вся правда о национальных традициях

Каждый третий был выдающимся скрипачом или виолончелистом. То есть музыкантом. На домбре играли все! И пели. Это было само собой разумеющимся делом. Как руки помыть. Некоторые путешественники в своих исторических записях отмечали, что казахи рождаются с домброй в руках и им в качестве бонуса достается еще и абсолютный слух. И это было почти правдой. На самом же деле все объясняется просто.

Отказаться от приглашения- моветон

Почти вся информация – музыкальная, визуальная, виртуальная, научная, фольклорная, историческая и прочая-прочая – передавалась из уст в уста. Иногда – из рук в руки. Поэтому и народ был такой музыкальный. Словоохотливый. Велеречивый. Языкастый.

Отказываться от приглашения зайти на огонек также было непозволительно. Я как-то об этом уже говорил.

«Шақырғаңға бармасаң шақырусыз қаласың» – «Не будешь ходить туда, куда зовут, останешься без приглашений».

Надо было хотя бы ауыз тию. То есть прикоснуться к столу. Пригубить. Переломить лепешку. В противном случае могла бросить жена. Или муж. Такое существовало поверье.

А если гость все-таки пренебрег традицией, оказался торопыгой, не преклонил колено и не прикоснулся к столу, про такого говорили:

«Дастархан аттады», то есть «перешагнул через накрытый стол».

Почему казахи самый гостеприимный народ — вся правда о национальных традициях

Побрезговал едой, показал себя невоспитанным человеком. Ничего хорошего ему это не сулило в будущем. Еще был обычай звать в гости соседей перед откочевкой. Готовили айырылысар көже. Буквально переводится как «прощальная похлебка». На самом-то деле никакая это не похлебка, а круто накрытая поляна.

Таким образом люди как бы выражали благодарность за приятное соседство, выказывали сожаление из-за вынужденного расставания и желали удачной перекочевки на новое место.

Был бы стол, повод найдется

А вообще в гости звали по разным поводам. Считалось, что среди гостей может оказаться Қыдыр аулие – святой Кыдыр. Это такой персонаж из древних легенд, благодетель всех праведников. Он приносил с собой в дом божественную благодать.

Бывало, все мужчины уехали гостить, а женщины остались дома. Такое тоже случалось. И довольно часто. В сознании настоящих казахов бытовало мнение, что пировать не бабье дело. Тогда покинутые дамочки из принципа собирались все вместе и устраивали абысын асы. (Абысынки – это сношеницы, свояченицы, ятровки… Короче, жены братьев.) Таким образом, они как бы тоже импровизированно оказывались в гостях и тусили. Ели, пили, пели, устраивали қатын күрес – чемпионат аула по борьбе среди баб. Не скучали, одним словом.

Почему казахи не отмечали дни рождения — вся правда о национальных традициях

Между прочим, необязательно дастархан накрывали только по праздникам. Всякий раз собирались в зависимости от конкретной ситуации. Она могла быть и траурной – көңіл шәй. На таком застолье принято было выражать сочувствие, оказывать поддержку, утешать.

Могли собраться и по какому-либо ритуальному событию: құдай тамақ – в честь Всевышнего. Кстати, это очень широкое понятие. В него помещается все: первые шаги в жизни, первая посадка в седло, ас в память ушедших родителей или других близких родственников, какой-то приснившийся особенный сон. Да мало ли!

Казахи обычно не пропускают ни одного мало-мальски стоящего события, даты или случая. Довольно часто даже придумывают события. В этом умении они по-прежнему впереди планеты всей!

Степная благотворительность

А еще в степи было заведено всеобщее правило помогать бедным, сирым и убогим. Звать их в гости. На перекус. Обычно одним общим аулом жили родственники, но положение у всех было разным. Более-менее состоятельные часто помогали нуждающимся, делились хлебом насущным. И в этом тоже никто не видел ничего особенного.

Бывало, хитрые гости могли «случайно забыть» у хозяев какую-либо свою вещь. Это означало, что им очень понравилось в принимавшем доме и что они тонко намекают на «жирное продолжение банкета». Хозяевам это нравилось, поскольку их стол заценили. Поэтому через какое-то время они вновь устраивали небольшой забег в ширину и приглашали тех же гостей заново. Такова была традиция, и нарушать ее возбранялось.

Кому из казахов повезло с родственниками – вся правда о национальных традициях

Особенно хозяева радовались, если вместе с гостями приводили и ребенка. Это считалось доброй приметой. По принципу «подобное порождает подобное». Малышу обязательно вручали напоследок подарок. Чаще всего это был көгендік: ягненок, жеребенок, верблюжонок.

А еще бедняк мог попросить у кого-нибудь из «жировых» лошадь напрокат. Этот обычай назывался ат майы – лошадиный жир. Смысл в том, что измученная лошадь теряла в весе. Как спортсмены после сгонки.

Зная это, просящий как бы заранее извинялся и просил не взыскивать с него за утерю жира. Ну, смотался в район за триста километров. Подумаешь. Ну и что? Да, лошадь вся в мыле и ноги у нее трясутся. Главное же вернул. В наше время этот славный обычай сохранил свои внешние формы, но слегка модифицировался. И называется он теперь по-другому – «ниссан майы» или «тойота бензині».

Богатство по-казахски

А еще бедняк мог попросить в аренду у богача на время корову. Или верблюдицу. Козу, в конце концов. Традиция называлась сауын алу. Буквально – воспользоваться удоем. Совсем как в мультике про Матроскина. Помните? Кошак говорил: «Корова государственная, а все, что она дает, наше».

Баю не следовало отказывать. Потому что существовало заветное слово «Пайғамбар қарызы», то есть «долг пророка». Как только бедняк произносил этот пароль, бай без лишних слов отдавал корову. Или кобылу. Или еще кого-нибудь – что у него там было в хозяйстве из живности. Но так оно установилось позже, когда в степь пришел ислам.

Каково быть казахской женой, или как не быть битой — вся правда о национальных традициях

Впрочем, и до ислама жадность у нас считалась непростительным пороком. У кочевников принято было делиться. Делиться всем. Кочевник вообще не особо держался за вещи и не особо занимался накопительством. Понравился кому-то из друзей или знакомых твой халат – тут же снимали и отдавали. На – носи! Поэтому делились всем, но в первую очередь радостью и горем.

А что касается богатства… Чем оно вообще мерилось – богатство степняка? Понятное дело, дворцов и особняков тогда не строили. Зачем? Банковских счетов не держали. В офшорах ничего не прятали, тендеры не разводили, акции не покупали, ценные бумаги игнорировали, в биржах не участвовали, по бутикам не слонялись, драгоценности не копили…

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter