На некоторые моменты раньше особого внимания не обращали, а они сыграли свою роль.
В обществе, а особенно среди молодежи растет уровень маргинализации и криминализации, считает политолог Замир Каражанов. Даже в январских погромах участвовали в основном 20-30-летние. Преступность начала участвовать в политической жизни — а это большая угроза для государства.
В интервью нашему порталу эксперт поделился еще некоторыми выводами, которые сделал из январских событий.
— О каких главных итогах и уроках январских событий сейчас можно говорить? Все-таки важно понять, как избежать нового витка насилия.
— Уроков несколько, о чем скажу позже. Итог пока в том, что
страсти утихли во многом благодаря тому, что власть учла прозвучавшие требования
Я имею в виду цены на газ, некоторые социальные проблемы и так далее. Во-вторых, президент Токаев продекларировал уже политические перемены в стране, что тоже несколько успокоило людей. То есть пока между населением и руководством достигнут некий консенсус.
И маловероятно, что в ближайшее время кто-то снова выйдет протестовать, а тем более дойдет до насилия
Но времени выиграли не так уж много. В стране, особенно в регионах, все еще много проблем — как экономических, так и в социальной сфере. У нас большинство регионов дотационные, они очень зависят от республиканского бюджета, а значит не могут развиваться самостоятельно. Это видно даже по доле МСБ, большая часть которого сосредоточена в Алматы и Нур-Султане.
Почему на западе страны часто митинги и протесты? Потому что регион не диверсифицирован. В Мангистау и Атырау все зависит от нефтянки. Отрасль дает действительно большие доходы, но не связанные с ней жители оказываются практически выброшены из жизни. Даже найти хорошую работу нелегко, потому что все остальные отрасли не развиты. То есть с момента развала Союза прошло уже 30 лет, а экономика региона не поменялась — и ответственность за это лежит на местных властях.
— Уже вовсю идут кадровые перестановки, и не только в областях, но и в центре.
— Сама по себе смена руководства может ни к чему не привести, оказаться очередной переменой мест слагаемых. От нового руководства потребуются и новые конкретные меры. Например, по поддержке МСБ. Но здесь важно смотреть, какой именно бизнес будут поддерживать, поскольку нередко это только торговля, причем частично теневая, а производственного сектора так и не прибавляется. Торгуем то мы в основном импортными товарами.
В 2021 году, когда курс рубля относительно тенге начал расти, даже
Нацбанк официально объяснил это тем, что мы не производим товары, а импортируем, и в основном как раз из России
То есть что-то нужно делать, иначе снова начнутся реализовываться негативные сценарии. Например, усилится эмиграция, либо снова начнутся протесты и погромы.
Но кроме экономической составляющей, надо помнить и о политической.
Пора создать новую политическую модель, которая способна поддерживать стабильность в обществе. А она держится не на репрессиях, а на соответствующих институтах, которые есть в обществе, но пока не работают или работают с минимальным эффектом. Это и политические партии, и профсоюзы, парламент и так далее.
— Говорится об этом давно, но каких-то радикальных изменений пока незаметно.
— Еще стало ясно, что у нас нет каналов донесения интересов населения до правительства. Партии не работают, СМИ работают в одну калитку, НПО сидят на госзаказах, да и те исполняют без должного эффекта — просто чтобы отчитаться и взять деньги. Вот и получилась такая потемкинская деревня, в которой мы жили. В конце концов она рухнула, и все увидели, что было за фасадом. До этого рапортовали о благополучии, что все поддерживают президента и Nur Otan, и если серьезные исследования и велись, то данные засекречивалось. Но долго это продолжаться не могло.
— Про экономические и социальные недостатки говорят многие и часто. Но ведь есть и проблемы внутри общества?
— Да, и одна из них проявилась буквально во весь рост —
в обществе растет маргинализация и даже криминализация,
причем среди молодежи. Мы видели, что в погромах в основном участвовали 20-30-летние. При этом всегда считалось, что Алматы город либеральный, а он оказался самым пострадавшим, хотя и не единственным.
Сколько программ по молодежной политике приняли в стране, сколько денег потратили? А результат этих программ мы видели в январе. Да, есть молодежь, которая хочет получить образование, выстроить карьеру и так далее. Но много и таких, кому бы только выпить и побузить.
Появлялись и разного рода экстремисты и радикалы, в том числе исламистского характера, но в основном провокаторы и погромщики — это как раз те самые криминальные элементы, желавшие нажиться.
То есть преступность растет. И дошло до того, что начали участвовать в политических процессах и дестабилизировать обстановку. А это уже угроза безопасности страны. И если сейчас эту проблему не решить, она будет расти, и дальше станет только хуже.
Криминализация молодежи: все больше молодых людей получают тюремные сроки
Еще один момент, на который не все обратили внимание.
За последние годы у нас почти в два раза вырос объем внутренней миграции
В 2019 году только по официальным данным внутри страны мигрировало миллион с лишним человек. Ну а поскольку миграционная политика у нас ведется крайне плохо, большинство сосредоточились в Алматы и Нур-Султане. И многие оказались как раз из маргинальных кругов.
— Еще один момент — скорее, положительный. Самоорганизация населения зависит от доверия внутри общества. Это
способность граждан, не состоящих в родственных отношениях, объединяться друг с другом без участия государства ради общих целей
Так вот у нас такое доверие в обществе все-таки появилось и развивается. И раньше бывало, что кто-нибудь в нелегкой ситуации обращался к рядовым согражданам за помощью и получал ее. Но сейчас видно, что граждане способны объединяться уже самостоятельно и на основе общих политических интересов. Начинались то митинги мирно, это потом появился криминальный элемент, а до этого люди продемонстрировали довольно высокий уровень доверия.