Чаще всего молодежь сажают за наркотики. Другие правонарушения — кражи, хулиганство и грабежи.
По официальной статистике, последние три года молодежная преступность в Казахстане остается на одном уровне.
Ежегодно нарушают закон в среднем 50 тыс. молодых людей
Это примерно 40% от общего количества совершивших преступление, или 1,5% от числа молодых в стране. Такие данные приводит Серик Бейсембаев, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК.
— Если смотреть на количество осужденных, молодые люди стали получать тюремные сроки чаще, чем три года назад. Так, в 2014 году уголовное наказание получили 11,5 тыс. человек, а в 2017 эта цифра возросла до 13,7 тыс. Рост правонарушений фиксируется прежде всего по статье «Нарушение правил обращения с наркотическими средствами», — отмечает эксперт.
По словам Бейсембаева, по регионам Казахстана показатели преступности распределены относительно ровно.
— Чаще всего молодые люди совершают преступления в промышленных и урбанизированных областях. Это
По статистике, типичные преступники – безработные со средним или среднеспециальным образованием, — говорит эксперт ИМЭП.
С ним солидарен и Тимур Айсаутов, социолог и директор исследовательского агентства DAMU Research Group.
По его словам, криминализации больше всего подвержены молодые люди без образования, квалификации и социальных перспектив. Это основная группа риска.
Часто можно услышать мнение, что более криминализирована молодежь на юге. Однако это не так — подобный миф создает сочетание нескольких факторов.
Во-первых, в одной Туркестанской области проживает более 2 млн человек — значит, нужно считать не общее количество правонарушений, а процентное отношение. Во-вторых, многие выходцы из Южно-Казахстанской области едут торговать в Алматы и Астану, а молодежь из северных регионов едет работать в РФ. То есть криминальная статистика по северянам может проявляться и там.
Исследования, проведенные DAMU Research Group, показывают, что социально-экономическое самочувствие населения ухудшилось в сравнении с 2014-2015 гг.
— Из-за невозможности найти работу, особенно в сельской местности и регионах, молодые люди тянутся в крупные города. В частности, в Алматы и Астану. Некоторые вовлекаются в разные схемы и сферы, вплоть до криминальных. Что касается городской молодежи, самые талантливые ее представители, как правило, переезжают в другие страны — Европу, США, страны юго-восточной Азии, — рассказывает Айсаутов.
Бейсембаев отмечает, что проблема криминала так или иначе связана со структурными проблемами общества. Среди них:
— Отдельно стоит отметить влияние криминальной субкультуры. В Казахстане нет подробных данных, но исходя из публикаций региональных СМИ и других источников, легко убедиться, что молодежь все еще сильно подвержена влиянию тюремной романтики.
Например, в 2017 году появились сведения, что в школах Актобе подростки практикуют воровские понятия, а также сбор денег на «общак». Подобные явления были широко распространены в 90-х, и видимо, актуальны и в наше время.
Молодыми чаще всего совершаются преступления средней тяжести. На первом месте кражи — в 2017 году их было совершено более 20 тысяч, затем идут хулиганство и грабежи, — рассказывает эксперт ИМЭП.
Он убежден, что борьба с криминализацией — это комплексная работа правоохранительных органов, служб образования, социальной защиты и молодежных организаций на местах.
— В Казахстане акцент делается на работе правоохранительных органов, непосредственно имеющими дело с преступлениями. В то же время слабо проявляется роль социальных и образовательных институтов, которые должны вести профилактическую работу.
Я бы предложил больше вовлекать в работу по предупреждению криминализации неправительственные и международные организации, — говорит Бейсембаев.
По мнению Тимура Айсаутова, для снижения уровня криминализации молодежи нужно активнее развивать госпрограммы по повышению квалификации, обучению и привитию конкурентоспособных навыков.
— Молодым нужно прививать предпринимательские и лидерские качества, — заключает социолог.