Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Почему у казахов все наоборот — вся правда о национальных традициях

1383
фото: ritmeurasia.org

Все знают, что у нас – у казахов – свой особый путь. Следовательно, у нас своя особая миссия на земле. Для чего Господь нас сотворил, пока секрет. Никто не знает. Знает об этом только сам Господь. И, наверное, чуть-чуть аппарат президента. Но эти две высокие инстанции пока не спешат раскрывать тайну. Известно лишь то, что мы следуем своим путем. Мы все еще в пути. Мы ж – кочевники. Вот и идем. Мы особенные.

И не случайно издревле все вещи и природные явления мы рассматривали под своим – глубоко национальным, а потому особенным – углом. А вообще, это закономерно. Часто одни и те же вещи вызывают у разных народов свои ассоциации.

Что китайца хорошо, для казаха плохо

Допустим, у китайцев желтый цвет считается самым важным. И красивым. Это цвет императора. Наверное, он ассоциируется у китайцев с золотом. Им покрывали крыши дворцов и храмов, стены царских покоев и приемных залов, даже посуда у коронованных особ была желтого цвета. Как и одежда. Простолюдинам под страхом наказания запрещалось использовать такой цвет в своем быту.

У нас – наоборот. Желтый цвет воспринимался как признак нездоровья. Немощи. И на самом деле, иногда кожа больного человека покрывается желтоватым оттенком, в особенности если у него проблемы с печенью или желудком. И нередко многие хронические заболевания угадываются по желтизне. Поэтому у казахов не принято было дарить что-либо желтого цвета.

Когда душа казаха превращается в муху — вся правда о национальных традициях

Далее. Во всем мире самым тяжелым днем принято считать понедельник. А у нас – у казахов – таковым считался вторник. В этот день нельзя было начинать важные дела или отправляться в дальнюю дорогу. То есть древние степняки ни за что бы не стали открывать во вторник ЭКСПО. Или же дорожную развязку. Также в древности не рекомендовалось презентовать в этот день салон красоты. Или ту же Олимпиаду. И в древности казахи ни за что не полетели бы на заседание ООН во вторник. Хотя…

Хотя кто его знает? Однако складывается такое ощущение, что мы все свои дела начинаем именно во вторник и летим куда-то именно на второй день недели. А не надо бы. Забыли просто, что вторник не наш день.

Ночной запрет

И раз уж зашла речь о днях недели, то скажу сразу про среду. «Сәрсенбі – сәтті күн», – говорим мы. То есть «среда – хороший день». Удачливый. Ну, не знаю. Тут кому как повезет. У меня на прошлой неделе холодильник крякнул. Что-то в нем там щелкнуло, шваркнуло, и он затих. А потом потек. И произошло это именно в среду.

С другой стороны, у нас – у казахов – ничего не сказано про холодильник. Про лошадь сказано, про верблюда тоже, про коров и баранов, про седло и камчу, про дастархан и еду, про очаг и посуду, да и вообще про все на свете сказано, а вот про холодильник – ничего. Но это так – частности.

В целом среда благоприятный день. Стричься казахи должны, по идее, в четверг или пятницу. Видимо, в эти дни казахских парикмахеров и разного рода стилистов посещает подлинно творческое настроение. То есть в эти дни они бреют бороды, красят ногти, клеят ресницы, делают прически и наводят всяческий марафет при особо приподнятом расположении духа.

Почему казахи не отмечали дни рождения — вся правда о национальных традициях

Также в эти дни следует стричь ногти. И желательно делать это в светлое время суток. Лучше всего по утрам. Ни в коем случае нельзя стричь ногти ночью. Так делать даже опасно. Потому что ночью нормальному человеку положено спать. И когда он спит, душа его висит на кончиках его ногтей. Сострижешь ногти ночью, все равно что голову себе отпилил.

Про субботу и воскресенье, полагаю, говорить не нужно. Это лишнее. Все знают, что для среднестатистического казаха суббота с воскресеньем – это настоящее наказание. Это тяжкая трудовая повинность. Я имею в виду наши бесконечные тои и праздники. К ним нужно готовиться. То есть воздерживаться от еды и питья в течение всей недели, и как только они наступают – все.

Берешь жену, запираешь детей и айда по гостям. Так что суббота с воскресеньем самые тяжкие, загруженные и по-настоящему адские казахские дни. И так оно повелось с тех самых пор, когда Аттила покорил Рим и на радостях неосторожно устроил там той. Зря это он сделал, честное слово…

Астрономия по-казахски

Астрономию мы понимали также по-своему. Скатилась, допустим, звезда с неба, значит, умер кто-то. Закатилась звезда его жизни. У иных народов наоборот: звезда полетела вниз, значит, появился на свет новый человек. А еще у нас, если случилось затмение солнца, то это означало, что правитель умрет у мусульман.

А если затмилась луна, то умрет уже другой хан – не мусульманский. Инородный. В том или другом случае все одинаково готовились к выборам очередного хана. И сами выборы проводились согласно заранее расписанному сценарию. И не было никаких сюрпризов. Не было неожиданностей. Все проходило под знаком всеобщего единодушия, единогласия, и добрая эта традиция дожила, как мы видим, до наших благословенных дней.

Зачем казахи делили свадьбу на семь тоев — вся правда о национальных традициях

То есть появление «Нур Отана» и его дальнейший расцвет были заложены много веков назад. У древних инков при затмении солнца считалось, что небесный владыка напился досыта жертвенной крови. Как известно, инки приносили солнцу дары в виде человеческих жертв. У нас такое не практиковалось, слава богу… Во всяком случае, открыто.

А весной, когда начинало громыхать пасмурное небо и шел первый дождь, принято было поливать порог дома молоком – к удаче. И чтобы молока в этом году было много. То есть чтобы достаток приумножился. И цены на нефть поднялись. Заодно и на газ.

Бойся весны и ветра

А еще у нас бытовали в обиходе своеобразные запреты. Запрещалось, к примеру, спать весной на улице. То есть под открытым небом. В межсезонье. В это время небесные стихии борются между собой: холод зимы сражается со зноем лета. И вот когда происходит такая заруба, можно ненароком угодить в самую ее середку и тогда – крышка. Ни один баксы не спасет – с ума сойдешь. Или окривеешь.

А еще можно окриветь, если вдруг попадешь в смерч. В степи же постоянно дуют ветры, и нередко встречные потоки пересекаются. И тогда в степи поднимаются страшные зловещие воронки. Их видно издалека. Казахи считали, что внутри них беснуются черти. Атмосфера ночного клуба. Или проходит митинг оппозиции.

Не дай бог, оказаться внутри. Вылезешь оттуда наверняка уже с другим лицом, и вряд ли оно тебе понравится. Так что если у кого-то из ваших друзей свело набок скулу, то это необязательно означает, что ему свернули челюсть в пьяной драке или же провели неудачную пластику. Вероятнее всего, он попал в смерч или ходил на несанкционированный митинг. Хотя если посмотреть правде в глаза, то он просто улегся спать во дворе ранней весной.

Кстати, насчет всяких, извините, уродств. У казахов нередко родители придумывали своим детям «уродские» имена. В смысле неблагозвучные. Я об этом уже писал в одной из предыдущих глав. Коснусь этой темы еще раз.

Зоопарки — чуждое нам явление

Ну кому понравится, допустим, имя Итбай (ит – в переводе означает «собака»)? Итаяк, Итемген, Итурген, филиппкиркоров, николайбасков, малахов… А делалось это с добрыми намерениями. Чтоб никто не завидовал. Вообще с собакой у казахов связано много разных ассоциаций. Как хороших, так и не очень.

Говорят иногда «ит болдым». В значении – устал как собака. Извелся, замучился. Еще говорят: «Ит иттігін қылмай қоймас». Тут имеется в виду псиное происхождение. Натура. Природа. Помните булгаковское «Собачье сердце»? В чем-то перекликается. То есть собака на то и собака, чтобы жить по-собачьи и проявлять свое псиное нутро. (Чуть было не сказал – сучье.)

Как казахи на самом деле сватались. Часть 1 — вся правда о национальных традициях

Ну как это по-русски будет? Собакство? Собачность? Псовство?. Ну то, что на роду написано. То есть когда «горбатого могила…». Еще есть пословица «Күніне жүз түлкі алса да, тазының ит аты қалмайды». Тут примерно то же самое. Смысл: «Разбейся в лепешку, налови кучу лис, сними с них шкуры, притащи их все хозяину, отдай безвозд-мезд-но… все равно останешься собакой».

Впрочем, у казахов тазы считается самой благородной из всех собак. Ей одной позволено было заходить в дом. И нужно помнить, что собака является одним из семи национальных сокровищ – Жеті қазына. Так вот, называя человека Итбаем (или Кыртбаем, Чертбаем, Тыртыкбаем, Мыркымбаем, Акмаккыз, Жаманкыз, ксюшойсобчак), казахи вкладывали в это дело определенный смысл.

Видимо, в этом доме часто болели дети. Или даже умирали. И чтобы смерть не забрала очередного малыша, новорожденному присваивали «уродское» имя. Тогда темные силы оставляли семью в покое: не травили скот, не жгли дома, не насылали на ребенка болезни, не уносили его с собой и не закрывали его отца в тюрьму за взятку…

Между прочим, у кочевников не было тюрем. В древности пленных либо казнили, либо обращали в рабство, и те до конца дней своих пахали на своих хозяев. Пасли скот, копошились по хозяйству. Наверное, так лучше, чем сидеть в зиндане или тянуть срок на зоне?

Также в степи не приветствовалось содержание в клетках разной живности. Согласно верованиям нельзя было никого лишать свободы. То есть любая тварь земная имела право бегать, прыгать, ползать и летать так, как ей заблагорассудится, и негоже было человеку вмешиваться в божий промысел.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter