Спрос на пиво и водку растет, на вино и коньяк – падает.
Объем реализации пива на внутреннем рынке по итогам 2021 составил 770,7 млн литров, следует из данных официальной статистики. Это на 4,8% больше, чем в 2020. Да и в целом является пиковым значением по крайней мере с 2010 года. За последние пять лет реализация пива выросла на 40%, пишет телеграмм-канал @DataHub_FCBK.
Покрыть растущий спрос вполне удается и местным производителям. В 2021 розлив продукции составил 722,1 млн литров (+4,3% к предыдущему году) при объеме импорта в 65,8 млн литров (+13,6%). То есть доля казахстанских производителей на внутреннем рынке сейчас составляет 91,6%.
Нельзя скатываться в антироссийские разборки и пещерный национализм — Султанов
Но есть еще и экспорт: по итогам 2021 за рубеж было продано 17,2 млн литров (и вновь многолетний максимум, +14,2% за год).
Дела у отечественных производителей, судя по цифрам, обстоят неплохо: спрос на продукцию стабильно растет (в том числе и за рубежом), производство увеличивается, а конкуренты занимают менее десятой доли рынка.
В начале 2010-х казахстанцы активно потребляли водку. Например, в 2013 было продано более 73,3 млн литров – ежедневно по 200 тыс. литров. Но к середине десятилетия реализация водки стала падать. А коньяка – расти.
«А потом пришел коронавирус. Закрылись рестораны и кафе, так что крепкий алкоголь покупался в основном «на кухню». А покупалось много: были побиты рекорды по продажам коньяка и восстановлены объемы сделок с водкой. Ограничения прошли, спрос на коньяк стал падать. А на водку – нет.
Картофельный кризис Казахстана: государство жонглирует экспортом
В 2021 на внутреннем рынке объем ее реализации составил 44,2 млн литров – на 9,3% больше, чем годом ранее. Почти 80% от потребностей покрывают отечественные производители», — пишет @DataHub_FCBK.
Что касается коньяка, показательны следующие цифры: в декабре 2021 (то есть перед новогодними праздниками) на внутреннем рынке было продано 1,28 млн литров – почти на 30% меньше, чем годом ранее. Общий же объем продаж по итогам всего года составил 11,8 млн литров (-20,4%).
Упало потребление не только коньяка, но и вина. В 2021 объем реализации на внутреннем рынке этого вида алкоголя составил 34,1 млн литров – годом ранее почти 40 млн литров.
Снижение происходит из-за падения спроса на виноградное натуральное вино (без учета игристого). В 2021 казахстанцы выпили 24,6 млн литров – минимальное значение за четыре года. И снижение весьма ощутимое: в 2019-2021 годах ежегодные показатели реализации на внутреннем рынке превышали 30 млн литров.
В Шымкенте построенная по госпрограмме многоэтажка грозит развалиться — обзор казСМИ
Причем упал спрос именно на казахстанское вино: объем собственного производства за год снизился с 20,3 до 13,5 млн литров (и это также минимум за четыре года). При этом импорт увеличился с 10,4 до 11,1 млн литров – так много вина в Казахстан не завозилось с 2014 года.
Что касается игристого вина, спрос оказался на самом высоком уровне по крайней мере с 2010 года: на внутреннем рынке было продано 5,57 млн литров — на 760 тыс. больше, чем годом ранее.