Минсельхоз отменил собственный январский запрет на экспорт картофеля и моркови только после того, как Союз картофелеводов и овощеводов доказал наличие излишков.
Первые экспортные запреты 2022 года коснулись крупного и мелкого рогатого скота, картофеля и моркови. Это решение, принятое 6 января, в правительстве назвали «срочными мерами для стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары». Январский запрет на вывоз картофеля и моркови действовал до 6 апреля 2022 года.
Однако 22 февраля одна за другой появились новости от минсельхоза о том, что январский экспортный запрет снимается, и вместо него вводятся экспортные ограничения по вывозу свежего и семенного картофеля. Итого картофелеводам разрешили экспортировать 144,5 тысячи тонн свежего картофеля и 57,5 тысяч тонн семенного.
Аграрный консультант Кирилл Павлов, впрочем как и другие эксперты в области АПК, давно говорят, что непредсказуемая политика сельхозвластей ведет исключительно к потере внешних рынков и в целом утрате статуса надежного экспортного поставщика. Тем более, когда речь идет о продовольствии.
— Гайки картофелеводам, конечно, открутили, но уже после того, как они сами доказали, что урожая на внутреннее потребление в Казахстане достаточно. Но по факту, пока разбирались, никто ничего не вывез, и рынки сбыта мы потеряли, — прокомментировал аграрный консультант. — Как минимум две торговые сети — на Московскую область и на Сибирь, в нашем разговоре так и сказали,
что не ждали бы, пока мы тут у себя разберемся со своими запретами и ограничениями. Так что, с моей точки зрения, все делается для того, чтобы убить отрасль
Почему в Узбекистане сельское хозяйство развито? Потому что любой узбекский дальнобойщик скажет, что если он более 3 часов стоит на границе с экспортом продукции, на таможенника возбуждают уголовное дело. И они искренне поражаются той бюрократии, которая царит у нас. Хотя она, на самом деле, основана или на коррупции, или на глупости. Все это сильно усложняет жизнь фермерам. Ничему наши власти не учат истории со шкурами КРС, с капустой 2020 года.
Председатель правления Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат Бисетаев рассказал хронологически, как развивались события по запрету и ограничению экспорта картофеля и моркови с начала 2022 года.
— Сначала Министерство сельского хозяйства объявило запрет на экспорт. Мы инициировали проведение ревизии овощей, и выяснилось, что моркови в стране достаточно, и запрещать ее экспорт нет необходимости. С картофелем то же самое. 28 января прошло заседание межведомственной комиссии, где было решено запрет на экспорт моркови отменить, а на картофель ввести экспортные квоты. С 22 февраля вышли правила квотирования.
То есть государство дало нам возможность 144,5 тысячи тонн товарного картофеля продать на экспорт и 57,5 тысячи тонн семенного
Это решение только сейчас вступило в силу, и уже с 23 февраля каждый субъект АПК может в рамках обозначенных объемов квот подать заявку в минсельхоз и получить квоту на вывоз.
Картина выглядит примерно также, как и с капустой 2020 года. Когда неверные расчеты аграрных чиновников привели к вопиющей ситуации — у фермеров на полях сгнили тонны никому не нужной капусты. Опасаясь повторения этой ситуации, в 2021 году капусту в Казахстане сеяли уже без особого энтузиазма. И уже зимой 2022 года ее стоимость на прилавках дошла до 450 тенге за килограмм. Что вообще можно назвать нонсенсом.
Еще 19 января, аккурат перед заседанием межведомственной комиссии, о которой упомянул Кайрат Бисетаев, Союз направил в ряд инстанций, включая администрацию президента,
подробный анализ ситуации на рынке картофеля и моркови по состоянию на 1 января 2022 года
По этим точным данным, оценочный баланс товарного картофеля с урожая 2021 года составил 844,3 тысячи тонн со всех категорий сельхозхозяйств, кроме личных подсобных. Семенного — 83,6 тысячи тонн. С учетом потребности внутреннего рынка на 10 месяцев с июля по апрель объемом 614,8 тысячи тонн излишек составил почти 300 тысяч тонн. Сюда, кстати, вошли также 70 тысяч тонн импортного картофеля.
Его присутствие на более чем охваченным внутреннем производством рынке Казахстана Союз картофелеводов объяснил «более низкими ценами при, соответственно, низком качестве, и, главным образом, логистическим фактором из России на западе Казахстана и из Кыргызстана — на юге».
«Потребление картофеля на душу населения является расчетной цифрой, и Союзом берется за основу 70 килограммов на человека в год», — написал в своем отчете чиновникам Кайрат Бисетаев. — «Хотя приказом Министра нацэкономики № 503 от 9 декабря 2016 года об утверждении научно обоснованных физиологических норм потребления продуктов питания определеная норма в 100 килограммов на человека в год. По убеждению Союза,
для анализа фактического рынка потребления некорректно брать за основу эту физиологическую норму,
так как цифра теоретическая и не имеет ничего общего с фактическим потреблением».
Союз анализировал данные по фактическому потреблению в соседних странах. А также по последнему анализу потребления картофеля в межсезонье (июнь), датированному декабрем 2021 года, выянилось, что фактически среднестатистический казахстанец съедает в год в среднем 64,2 кг картофеля.
«Как видно из данных ревизии картофелехранилищ, которую можно считать беспрецедентной в стране акцией, проведенной уполномоченным органом, местными исполнительными органами и бизнесом, полученные цифры практически не отличаются от баланса Союза, сделанного в конце октября 2021 года», — указал в своем письме глава Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана.
Но поскольку запрет на экспорт картофеля минсельхоз объяснил стремлением стабилизировать цены на внутреннем рынке, объединение Кайрата Бисетаева также назвало основные причины роста цен на корнеплод в 2021-2022 маркетинговом году:
Сведя воедино собственный и государственный балансы картофеля на 1 января 2022 года, Союз картофелеводов Казахстана подсчитал, что фермеры могут без какого-либо ущерба для внутреннего потребителя экспортировать нашим основным внешним потребителям — России и Узбекистану — как минимум 150 тысяч тысяч тонн корнеплодов. И еще немного излишков оставить себе на всякий случай.
Кайрат Бисетаев, кстати, выразил в своем письме в госорганы недоумение, почему приказ о запрете экспорта картофеля подписывает и утверждает Министерство сельского хозяйства, тогда как обеспечение внутреннего рынка и торговая политика являются компетенцией Министерства торговли и интеграции?
Прошло больше месяца с момента появления этого документа от отраслевого объединения АПК, и минсельхоз озарило — запрет на экспорт снят. И его замену в срок до 25 февраля на экспортные квоты Союз картофелеводов и овощеводов Казахстана предлагал в своем отчете об анализе ситуации с картофелем 19 января. Все-таки неплохо иногда при принятии решений слушать тех, кто в поле.