Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
489
-3.25
EUR
530
-2.09
RUB
5.04
-0.03

Расплавленный свинец за шиворот, или степная медицина — вся правда о национальных традициях

966
автор картины Евгений Ким- из серии «Быт казахов»

Был такой обряд – ұшықтау. Очень древний. Он берет начало еще с тенгрианских времен. Им тоже пользовались разного рода баксы, колдуны и лекари. Больного (или испугавшегося) человека выводили из дома на закате солнца – когда божество Тенгри оказывалось рядом со смертными – и укладывали на землю.

В этот момент богиня Умай – Мать Земли, покровительница детей и рожениц – готова была поддержать больного, напитать волей и забрать себе все его хвори. Такой метод обычно помогал. Потому что наши предки относились к родной земле, как к матери, и подсознательно были связаны с ней невидимыми узами.

Испуг и вода как панацея

Существовал и другой способ – ұшықтау. Но о нем чуть позже. Кстати, я сейчас тут вспомнил еще один красивый обряд, связанный с землей. Он называется туған жерге аунату. То есть буквально – обвалять в родной земле. Обычно так делали, когда кто-либо (обычно мужчина) возвращался в родные места после долгого отсутствия. Или же вернулся домой после затянувшейся разлуки.

Как прокурор с министром мирились — вся правда о национальных традициях

Смысл в том, чтобы человек не забывал, какая земля его родила и вырастила. И что только она может его поддержать и дать ему сил. Ну это так, вспомнилось по ходу разговора. Вернемся к тому, с чего начали. Ұшықтау – это еще и лечение огнем. Или водой. Когда знахарь отпугивал болезнь, что навалилась на человека. Отпугивали еще и свинцом. Обряд назывался қорықтық. От слова «қорқу» – пугаться.

Расплавляли свинец в огне и лили за спиной, у самого затылка, в какую-нибудь емкость. Раздавался неприятный звук. Человек пугался, полагая, что свинец заливают ему за шиворот, и таким образом из него выскакивал прежний страх. То есть вышибали клин клином.

Был еще обряд ішірткі. Он появился позднее. Само слово означает «знахарское зелье». Лечащий таким зельем мог нашептать, заговорить, начитать молитву на воду или любое другое питье и дать ее больному. Так еще лечили сглаз и порчу.

Еще насчет воды. Считалось, что если прадед попьет воду из ладоней своего правнука, то на том свете ему уготован рай. Заодно

этим ритуалом подчеркивалась неразрывная связь поколений, которых объединяла природная стихия

Жизнь она ведь тоже как вода. Течет себе и течет.

Воспитание через приметы

Детям всегда рассказывали о приметах. Объясняли их смыслы. «Ырым-тыйым» – общее название народных суеверий и запретов. Обычно этим занимались бабушки. И, понятное дело, все эти рассказы имели большое воспитательное значение.

Например, детям предписывалось всегда первыми здороваться со взрослыми. Проявлять почтение и уважение. Запрещалось переходить и перебегать дорогу перед старшими. Считалось, что так делают только невоспитанные мальчики и девочки. А еще нельзя было вступать в разговоры старших. Перебивать их. Нельзя произносить плохие слова, особенно девочкам.

Когда душа казаха превращается в муху — вся правда о национальных традициях

Нельзя смеяться над убогими и калеками. Нельзя глумиться над чужим несчастьем. Если будешь так делать, сам попадешь в переделку. Нельзя, чтобы дом был не убран, посуда не помыта, а остатки еды забыты на столе: злые духи устроят ночью пир, и в доме поселится печаль.

Нельзя переворачивать хлеб – имеется в виду тандырная лепешка. Нельзя, чтобы обувь осталась лежать опрокинутой, то есть подошвой вверх. Нельзя, чтобы в доме оставались открытыми дверцы шкафов и сундуков. По той же простой причине – демоны в них заберутся.

Хотя реальный смысл был в другом: дом надо содержать в чистоте, а хозяйка должна следить за порядком.

Берегите детей

Кстати, считалось признаком хорошего тона почистить обувь гостям. За это отвечали дети хозяина, и этот жест как бы подчеркивал особое уважительное отношение. Он считался как бы последним штрихом в общем контексте гостеприимства.

Согласитесь, приятно: поел, попил, попел, расслабился, почувствовал себя человеком, двинулся на выход, надел пальто – глядь (!) – а сапоги сверкают. Как тут не прослезиться? Конечно, захочется поцеловать ребенка, сделать ему подарок или наговорить кучу комплиментов. Но…

Кому из казахов повезло с родственниками – вся правда о национальных традициях

Но это опасно: можно сглазить. И вот чтобы не сглазили и не напугали детей, существовало множество способов этого избежать.

Я уже рассказывал о младенцах, о бесіке – колыбели, о том, какие методы существовали, чтобы уберечь ребенка от сглаза и порчи. Чтобы ничего плохого не произошло, пристально наблюдали за ним. За ребенком.

Смотрели – как ест, как спит, как плачет. Прикидывали в уме – какой у него будет дорога в будущем, пытались угадать характер. Так, если ребенок спал на спине, считалось, что он вырастет знаменитым.

Если спит на животе, значит, вырастет задумчивым. Станет мыслителем. Если спит, вольно раскинув руки и ноги в стороны, наверняка вырастет батыром. Героем будет. Космонавтом или полководцем. А если спит, свернувшись калачиком, то это считалось не очень хорошо. Скорее всего, вырастет бесхарактерным, бесхребетным и беспринципным. И будет всю жизнь идти на поводу у других.

Если исходить из всех этих поверий, почти весь наш парламент в младенчестве своем так спал, свернувшись калачиком. И до сих, по-моему, спит… Окей-окей – не все! А лишь некоторые. То есть подавляющее большинство.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter