В своей книге «Қарашаңырақ» Ермек Турсунов рассказывает о непростом для казахской женщины статусе келін.
И вот наконец образовалась еще одна семья, и в доме появился новый человек – келін (невестка). Естественно, ей приходилось первое время несладко. Надо было как-то вживаться. Все-таки новый дом, новая обстановка, новые люди.
Все чего-то хотят, что-то говорят, лезут с советами, чему-то учат. А ей к маме хочется. И с подружками потарахтеть. Обсудить последние новости. И сериал любимый ночью досмотреть. Да и куклу она свою любимую забыла…
Понимая все это, родственники мужа помогали ей быстрее освоиться. Для этого существовали ритуалы үй көрсету или отқа шақыру – показать дом или же просто позвать на огонек.
Ближайшие родственники и соседи по очереди приглашали молодых в гости. Они устраивали небольшое застолье, знакомились, дарили подарки и приглядывались к келін: им не терпелось узнать, повезло их парню или он конкретно попал.
Зачем казахи делили свадьбу на семь тоев — вся правда о национальных традициях
Невестка тоже приносила с собой небольшой подарок: коврик, украшение какое-нибудь или отрез на платье. У казахов вообще не принято было появляться с пустыми руками в гостях. Что-нибудь, да захвати. Хоть цветы с городской клумбы. Но это так, скажем, ненапряжные моменты. Подумаешь, что там сложного: в гости сходить, поулыбаться? Но, повторюсь, с замужеством жизнь любой казахской девушки полностью менялась.
И до нее потихоньку начинало доходить, что тот голосистый мужик с домброй, который открывал ей лицо на свадьбе, на самом-то деле не шутил. Он говорил правду. И теперь келін ждала жизнь, чем-то напоминающая яркие будни лагерного первохода. Теперь она жила строго по распорядку.
И в распорядке этом черным по белому четко было прописано: встать раньше всех, заправить постель, проветрить помещение, подоить коров, убраться в доме, развести огонь, вскипятить самовар, пожарить баурсаки, согреть молоко, не задавать вопросов, отвечать кратко и по существу и оставаться при этом улыбчивой и радушной.
Даже если свекровь просыпалась в дурном расположении духа и смотрела на ее чай примерно так, как смотрел генерал Гесс на своих прокуроров во время Нюрнбергского процесса. В ответку невестка должна была демонстрировать железное самообладание, сохранять присутствие духа и всем своим видом показывать, какое счастье нежданно-негаданно привалило ей ни за что ни про что, а потому она вот-вот готова лопнуть от радости и восторга.
https://365info.kz/2021/07/kazahskij-mentalitet-meshaet-razvitiyu-kak-ego-pomenyat
Сбегав вприпрыжку к колодцу за водой с двумя флягами воды на плечах и взбив на сепараторе литров пять сметаны, она должна была сидеть и ждать. Ждать, когда ее дражайший муженек, зевнув в последний раз и с хрустом расправив могучие плечи, крякнет и бухнется к дастархану. Между прочим, тоже еще неизвестно, в каком настроении проснется он. А вдруг сапогом запустит?
Что? Страшную картинку нарисовал? Расслабьтесь. Это я слегка утрирую. Согласен, кое-где у нас порой случались моменты. (И случаются до сих пор.) Но это зависело от ситуации в каждом конкретном доме. Где-то на невестку смотрели как на дежурного шныря, а где-то – как на ангела во плоти. И первое время даже не заставляли работать. Баловали, пока привыкнет. Потом она сама втягивалась.
А ей, повторюсь, было непросто. Мало того что надо было всех запомнить: кто кому кем приходится, откуда прибыл, как легализовался, кто за что отвечает… А их тут – целый аул. Попробуй, запомни.
А ведь надо было еще придумать имена и прозвища ближнему кругу: невестка не могла ни к кому обращаться по имени или по званию. И вот она должна была включить фантазию. Имена придумать. Причем не абы как, а с прибамбасами. В новом имени должны были отражаться характер человека, его натура и суть. И звучать оно должно было живописно. Красиво. По-доброму.
Такие распространенные в народе погоняла, как Шила, Кабан, Кирпич, Леший, Чума, Гондурас, Неадекват, Нурик-Беспредел, Алиюша-налетчица, Загипуша-золотая ручка и тому подобные не прокатывали. Этот испытательный обряд назывался ат тергеу – испытание именем. Придумывание имен, короче. И невестка придумывала.
Поскольку юной невестке предстояло провести «на вольном поселении» примерно год без передач и свиданий, ей разрешалось отправлять домой короткие малявы. Бумаги не было. Ручек с чернилами тоже. Имейлов еще не завели, инстаграмов тоже, «Одноклассники» не существовали, в фейсбуках никто не сидел, а почтой служили случайные попутчики.
Чем казахов весь мир обидел — вся правда о национальных традициях
Поэтому пользовались зашифрованным письмом: брали обыкновенный платочек или любую красивую тряпочку и вышивали на ней узоры. Почти как Ленин, который слал письма из ссылки в Шушенском.
Дома маманя письмишко получала, раскрывала и смотрела. Если вышит бараний рог – қошқармүйіз, значит:
«Все, маманя, кранты мне. Спасайте! Попала ваша распрекрасная дочь во что-то липкое и непромокаемое, и несет теперь меня по кочкам да по корягам в даль беспросветную, да так, что берегов не видно».
А если вышит аккуратненький такой узорчик в виде птичьего клювика – құсмұрын, то значит:
«Все ништяк, живу как могерам, жранья от пуза, смолья полный сидор, у местного контингента в авторитете. Словом, не кичман, а дом родной».
Если ее родители получали такую весточку, сильно радовались и тут же резали ни в чем не повинную овечку: как известно, у казахов за все хорошее и плохое отвечает именно он – баран. Родители на радостях приносили его в жертву и звали всех в гости отметить такое дело.
А вообще, за всеми этими обрядами и ритуалами стоял особый смысл. Дело в том, что пока у невестки не рождался ребенок, она считалась чужой в новой семье. Чужой по крови. Но как только появлялся первенец, ее статус резко менялся. Она становилась своей.
И, кстати говоря, родить она должна была также строго по графику. То есть в течение первых девяти-десяти месяцев или года после свадьбы. Если женщина не рожала, это считалось неправильным. Бездетность, как и безбрачие, в традиционном казахском обществе порицалась. Ради чего тогда затевался весь этот сыр-бор, спрашивается?
Кредиты многодетных должно покрыть государство – обзор казСМИ
С появлением ребенка келін делались послабления. То есть режим заметно слабел. Она уже не так упахивалась по дому и могла вести себя вольнее. Ей уже разрешалось задавать интересующие вопросы, спать днем, разговаривать слышнее и даже рассказывать крамольные анекдоты.
Главной задачей ее было родить еще детей. До тридцати лет ей как минимум необходимо было заработать серьезное положение, поэтому она все время была… в положении. В этом заключалось ее главное предназначение.
И постепенно, по прошествии лет и с появлением определенного количества детей, статус ее полностью укреплялся, и она становилась «законницей». К тому времени свекровь уже старела и потихоньку отходила от активной жизни. Она передавала все дела своей старшей келін, и теперь уже келін командовала парадом и строила всех по ранжиру.
Теперь уже она могла руководить вновь прибывшими невестками и заставляла их бегать с флягами за водой и дергать коров за титьки. Более того, она уже в некотором смысле могла даже влиять на мужа. Правда, не так, чтобы чересчур сильно и настоятельно, но ей уже позволялось давать советы.
Например, как вести хозяйство, что купить, что продать, с кем породниться, с кем, наоборот, разойтись, на ком еще нужно жениться, как разом погасить проценты по кредиту, что делать с ипотекой, какой офшор надежнее и даже с кем затеять войну.
Из истории мы знаем, что Борте имела обыкновение даже подсказывать что-то своему Чингисхану. На Западе только потом додумались, что за спиной у каждого крутого мужика маячит не менее крутая женщина. А мы-то об этом знали еще тыщщу лет назад!
Наиболее тонко прозорливую душу казаха понимал в этом смысле Наполеон. Который Бонапарт. Ему принадлежит фраза, брошенная мимоходом во время очередной военной кампании:
«Наиболее достойна уважения та женщина, которая принесла наибольшее количество детей».
Так он сказал. И тут я бы не стал с ним спорить. С Наполеоном, я имею в виду. Видимо, он что-то про нас тогда уже знал.