В одной из глав своей книги «Қарашаңырақ» Ермек Турсунов сетует, что нынешние казахские свадьбы уже не те.
Когда вся эта суета с обязательным соблюдением театрализованного церемониала по выбору невесты, засылке шпионов, гонцов, посольств, все эти знакомства, тайные свидания, сватовство… Когда все это оставалось позади, наступал наконец черед самой свадьбы.
Как я уже говорил, сегодня у казахов проводятся обычно две свадьбы: той невесты и той жениха. И надо сказать, по данному факту у людей имеются разные мнения. С одной стороны, кому-то сильно не нравится такая арифметика: зачем, мол, растягивать это недешевое удовольствие в два акта? С другой – слышатся возмущенные голоса: а почему бы и нет? Кому какое дело? Ну хочется праздника душе!
И с обеих сторон можно выслушать серьезные аргументы. В этом смысле мне есть что добавить. Знаете ли вы, что
раньше таких тоев, то есть мероприятий, что имели отношение к бракосочетанию, проводилось не два, а целых семь?
Первое такое торжество, вернее, первый той, – это само сватовство. О нем я уже писал, не сильно вдаваясь в подробности. И это событие тоже не совсем рядовое, пусть и не такое пышное. Его тоже отмечали соответствующим образом: обильное угощение, игры, песни, танцы, развлекуха, обмен подарками…
Второй той – это прием стороной жениха близких и родных невесты. Такое тоже практиковалось и делалось для того, чтобы поближе узнать друг друга. Познакомиться. Все-таки родня появилась, причем не на год и не на два, а как было уже сказано, на тысячу лет. А значит, надо находить общий язык, как-то сближаться.
Как казахи боролись за чистоту крови — вся правда о национальных традициях
Затем был третий той: жених отправлялся на смотрины. К этому делу тоже подходили весьма обстоятельно. Молодому надо было самому удостовериться: мало ли кого там родители подобрали из хороших побуждений? А вдруг у папы своеобразный вкус? Вдруг у него свои понятия о красоте?
Вдруг он предпочитает маленьких, крепеньких, полненьких, кривоногих и коренастых? Чтобы и мешок с картошкой могла легко протащить пару километров, и соседу по лестничной площадке в глаз дать, если понадобится. Да и на маму в этом деле надежд мало.
Они – мамы – вообще не о том думают, когда невесту подбирают для своего сына. Помните Петруху из «Белого солнца»?
– Мне бы личико увидеть, а то вдруг крокодил какой, потом томись всю жизнь…
Полагаю, резон в этом был.
Далее следовал четвертый той – приезд и пребывание жениха в ауле невесты (это уже после смотрин). Здесь его всячески проверяли на щедрость, скромность, находчивость и вшивость. То есть устраивали разные экзамены. И экзамены эти были покруче, чем даже само ЕНТ.
Хотя, нет. Вру. Хуже ЕНТ вряд ли уже что можно придумать. И, слава богу, не мы его придумали, ЕНТ это. Мы его просто переняли. Мы ж простодушные, казахи. И доверчивые. А придумали его люди явно с садистскими наклонностями.
Как на самом деле казахи невест воровали — вся правда о национальных традициях
Так вот, если жених выдерживал все эти экзамены, то родные невесты радовались. Жених тоже не сидел просто так. Он тоже приглядывался, присматривался. Свидания назначал, разговоры заводил с новой родней и со своей невестой, проверял ее морально-нравственный облик, выяснял, владеет ли ситуацией в мире и стране. Задавал коварные вопросы относительно прав человека, интересовался мыслями относительно перспектив движения феминисток.
Обсуждал различные направления потенциального развития макро- и микроэкономики, интересовался ее мнением насчет того, усидит ли тот или иной министр в своем кресле до нового года. Заодно, под шумок, волосы ей гладил, за руку трогал, пальчики щекотал, в глаза заглядывал, спиной приваливался, целоваться лез ну и за все это платил кәде – отступные женгешкам.
А женгешек в ауле было-о-о, как махорки у матроса. Потому что все они приходились невесте в той или иной мере родственницами. Чужаков в ауле не было. Все свои.
Кстати говоря, жил жених все это время не в «Хилтоне» и не в «Рэдиссоне», не в «Фор сизонсе» и даже не в гостинице «Жетысу», а в обычном дорожном шатре – шатыр байғазы называется. Это временное такое жилище, по форме напоминающее летний шалашик арбузного сторожа.
Естессно, в домике этом условия были далеко не пятизвездочные: завтрак включен не был, мыться приходилось в ближайшей речке (если таковая вообще существовала), спа-салон отсутствовал напрочь. По-спартански, короче.
Как казахи на самом деле сватались. Часть 2 — вся правда о национальных традициях
И жил жених где-нибудь поблизости с аулом, потому что ему надо было претворять в жизнь свои планы. А цель была проста – устроить в ауле невесты небольшой такой забег в ширину, такое, знаете ли, бордельеро, сплясать танец маленьких лебедей вкупе с железным болеро. Не то чтобы у него задача была народ развратить до беспредела, имея целью опрокинуть этот несносный аул во мрак и ужас! Нет.
Цели были мирные, поэтому рядом с его шалашиком днем и ночью велось задорное дежурство. Женщины и девушки пели, готовили пищу и заодно следили за тем, чтобы жених с друзьями не натворили чего худого со скуки и тоски. Поэтому они их кормили и развлекали. Заодно угощали вновь прибывших. Танцевали. Частушки складывали. С блогерами общались. Информацию разную в сеть местную сливали. Веселились, одним словом. И бдили.
При таком раскладе больше всех выигрывали, опять же, женгешки. Они рубили на всем, что попадалось под руку, поскольку им платилось за все. Например, встретили они вновь прибывшего гостя – ритуал назывался алдынан шығу – жених платил. Кто-то прискакал поздравить или, наоборот, посочувствовать – обряд шауып келді, снова раскошеливайся. И таких мелких услуг было несчетное количество.
При этом жених не мог торговаться, требовать скидок, взывать к совести, тыкать пальцем в прайс или просить книгу жалоб. Да и вообще он должен был вести себя смирно, потому что его номер шешнадцатый. Ему вообще нельзя было возникать, повышать голос и в чем-либо участвовать.
Как казахи девочек воспитывали. Часть 1 — вся правда о национальных традициях
Когда вокруг мужики затевали футбол и звали его, то он даже в воротах не мог постоять. Так и сидел смирно у себя в шалашике. Проявлял самурайское терпение. Прям как несчастный талантливый хлипкий мальчик со скрипкой и говорящей фамилией Трахтенгауэр. Да что там футбол! Ему нельзя было даже быстро ходить или громко насвистывать.
Передвигаться он должен был медленно, степенно и с достоинством. Даже если приспичило и надо бежать. Нет! Чувствуешь, в животе подпирает – не надо суетиться. Ты должен встать, улыбнуться, скупо извиниться и, высоко подняв голову, по-царски, отправиться в пункт назначения. Вот тогда считалось – да!
Невесте сказочно повезло и что он – женишок этот – тот самый. Избранный! (Как тот непотопляемый типок из «Матрицы».) Смотрите, как в сортир пошел. Не идет, а пишет. Так только цари в туалет ходят! Но что-то я отвлекся. Пойдем дальше.
Дальше у нас по счету шел пятый той. Это когда жених, произведя на всех неизгладимое впечатление и оставшись доволен своей невестой, отправлялся за ней уже в составе расширенной делегации, дабы увезти с собой насовсем.
Шестой той – это те самые проводы невесты, или, как это мероприятие называют сегодня, ұзату той. Про него все уже в курсе. И, наконец, седьмой той – главный – торжество по случая прибытия невесты в аул жениха. В итоге получалось:
со стороны невесты проводилось три тоя, а сторона жениха отвечала четырьмя. Вместе семь
Неслучайное число, между прочим.
Понятное дело, что все эти обряды и ритуалы могли себе позволить только люди щедрые и душевные. Какими и были раньше все казахи. И не потому что у них было много свободного времени в сочетании с весьма развитым воображением. Причины здесь надо искать в другом.
Нынче такую роскошь казахи не могут себе позволить. Видимо, обеднели сильно. А может, просто прижимистее стали. Хотя их понять можно. Это ж сколько кредитов надо брать в банках? Внукам выплачивать придется. Поэтому и обходятся только двумя свадьбами. Да и то стараются поместиться в скромный бюджет.
А некоторые просто договариваются, складываются с обеих сторон и проводят одну, но зато качественную свадьбу.
Что было дальше? После свадьбы. А дальше было еще интереснее…