Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
481
+1.23
EUR
535
+2.90
RUB
5.28
+0.01

Рынок энергоресурсов: что стоит за взлетом цен?

124
Фото: bzns.media

Согласно проекту Доктрины достижения углеродной нейтральности РК до 2060 г., без технологических инноваций ТЭК возникнут существенные препятствия для роста казахстанской экономики.

В целом, можно заключить, что в течение следующих 30 лет мировую энергетическую систему ожидают фундаментальные изменения. И подготовку к ним необходимо начинать уже сейчас.

Курс на дальнейший рост

С осени 2021 на мировых рынках энергоносителей наблюдается ценовое ралли.
В начале октября цены на природный газ в Европе обновили свой исторический максимум. Стоимость ноябрьских фьючерсов на газ на хабе TTF в Нидерландах превысила $1 900 за 1 тыс. кубометров.

Несмотря на то, что впоследствии биржевая цена упала ниже $1 000, сейчас стоимость «голубого топлива» на европейском рынке в 5 раз выше по сравнению с весной текущего года.

Резервы страны тают как в валюте, так и в золоте

Рекордный рост также произошел на смежных рынках энергоносителей. Мировые цены на энергетический уголь преодолели отметку в $200 за тонну. Высокий спрос на уголь привел к тому, что европейские потребители стали конкурировать с азиатскими покупателями, которые тоже испытывают острую необходимость в твердом топливе.

После длительной стагнации на рынке произошел cкачок цен на уран. Спотовая цена концентрата закиси-окиси урана выросла до самого высокого уровня с 2012 г. и достигла отметки в $50 за фунт. На данном фоне в рост пошли и нефтяные фьючерсы. Стоимость нефти марки Brent преодолела рубеж в $83 за баррель впервые с октября 2018.

В Казахстане нехватка учителей и переизбыток юристов — исследование

Активный спрос на топливо в условиях ограниченного предложения спровоцировал энергетический кризис в странах Европы, а также в Китае, Индии и других странах. Из-за невозможности приобрести влетевшее в цене топливо останавливаются промышленные предприятия, происходят веерные отключения энергосетей, повышаются тарифы на электроэнергию для потребителей.

Покупатели энергосырья надеются, что текущие пиковые значения стоимости ископаемых видов топлива носят временный характер и к 2022 произойдет их полная коррекция. Однако текущий «сбой» мировой энергетической системы нельзя назвать случайным явлением. Энергетическая отрасль вступает в период глобальной реструктуризации, вызванной «зеленым» переходом. В подобных условиях рассчитывать на то, что взлет цен станет явлением краткосрочным, не приходится.

Проблемы энергоперехода

Хотя причины энергокризиса в Европе и Азии и были различны, в обоих случаях наглядно проявились уязвимости энергобаланса. Начавшиеся перебои с поставками ископаемых видов топлива наложились на целый комплекс проблем, среди которых также был спад объемов генерации электроэнергии из ВИЭ из-за погодных условий.

Офшоры не помогут: чиновников, чьи расходы превышают доходы, будут проверять

Согласно данным Enerdata, в 2020 доля ВИЭ в мировом энергетическом балансе выросла всего на 1,8%, а выработка электроэнергии из возобновляемых ресурсов увеличилась на 6%. Подобные темпы внедрения технологий ВИЭ говорят о том, что качественного скачка от «коричневой» к «зеленой» энергетике в среднесрочной перспективе не произойдет.

Учитывая, что порядка 80% мирового энергобаланса все еще приходится на ископаемые виды топлива, преждевременный отказ от их использования парализует мировую экономику. Согласно обновленным прогнозам Международного энергетического агентства, глобальный энергетический кризис может увеличить потребление нефти на 0,5 млн баррелей в день. В 2022 спрос на нефть в мире восстановится до предпандемийного уровня.

Более того,

вне зависимости от того насколько успешной окажется реализация перехода к углеродной нейтральности мировой спрос на природный газ продолжит расти

Так, согласно информации Global Energy Monitor, в настоящее время в ЕС реализуются газовые проекты на сумму €87 млрд. Фактически, речь идет о том, чтобы увеличить импорт газа на 35%, что несколько противоречит декларируемым целям по чистому нулю выбросов парниковых газов к 2050 году.

В целом это не означает отказа от масштабных проектов по «озеленению» энергетики. Амбициозные программы по борьбе с изменениями климата в ЕС, США, Китае, Индии, Японии, Чили и Австралии будут и дальше обеспечивать мировой рост выработки электроэнергии из возобновляемых ресурсов. Однако как ни парадоксально, такой подход не приведет к снижению стоимости ископаемого топлива.

Стабильность в продуманности

В энергетическом обзоре World Energy Outlook подчеркивается, что пандемия COVID-2019 привела в рекордно низкому уровню новых инвестиций в нефтедобывающий сектор в 2020 г. В итоге может сложиться ситуация, когда поставки углеводородного сырья будут падать быстрее спроса, вызывая скачки цен.

Доллар может «уйти» за отметку в 500 тенге — экономист

Как результат будущие энергетические шоки способны подорвать политическую поддержку климатической политики среди населения. В подобных обстоятельствах повышаются риски успешного завершения «зеленого» энергоперехода.

Лишь при условии продуманной энергетической стратегии, которая будет гарантировать стабильность энергогенерации, появляется шанс добиться углеродной нейтральности. Причем обновлять энергетический курс придется как импортерам, так и экспортерам энергетических ресурсов.

Автор: Лидия Пархомчик, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП)

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter