По мнению экономиста Армана Байганова, депрессивные города сконцентрированы в основном в Северном и Центральном Казахстане, пишет Stan.kz.
Основной причиной эксперт называет отсутствие производства, обеспечивающего достаточное количество рабочих мест.
«Производительность труда среди стран СНГ и мира очень низкая. Например, в Израиле один фермер может обеспечить работой около 50-100 человек. А в нашей стране у тех, кто занимается сельским хозяйством, не хватает средств даже на содержание собственной семьи.
Дефицит кадров в строительстве сравнял зарплату крановщиков и министров
В Жамбылской области среди отстающих городов можно назвать Каратау. Тараз — один из городов с самой низкой средней зарплатой и населением всего 300-400 тысяч. Основная часть жителей региона проживает в сельской местности. Села Жанатас, Шу, Каратас сохраняют стабильность только за счет добычи ископаемых», – сказал он.
Яркий пример отстающего в развитии города, по его словам, является Аркалык в Костанайской области.
«В 90-е годы в Аркалыке было 100 тысяч жителей. Сейчас ситуация похожа на послевоенную. Население составляет всего 30-40 тысяч. Город еле-еле обеспечивает себя только благодаря растениеводству и животноводству», — отмечает Арман Байганов.
Специалист считает, что малые города в Карагандинской области — Абай, Шахтинск, Жезказган — тоже можно отнести к депрессивным.
К утечке мозгов приводит низкая зарплата — эксперты
«Это заброшенные «вымирающие» города. Дело в том, что их основным направлением была добыча угля. А поскольку уголь вреден для экологии, в дальнейшем его заменит электроэнергия. В современном мире у угольных заводов нет перспектив развития, в связи с этим возникают опасения и по поводу будущего этих населенных пунктов», — сказал Арман Байганов.
По словам экономиста Максата Халыка, в каждом регионе должны быть города, которые влияют на его развитие. И это актуальная проблема. Специалист отметил, что в список депрессивных городов можно включить Павлодар и Усть-Каменогорск.
«Есть регионы депрессивные и перспективные. Последние вносят вклад в развитие экономики. Если город не будет развиваться, люди будут уезжать в другие регионы или в соседнюю страну, а экономическое положение региона будет ухудшаться. Помимо таких городов, как Аркалык и Жанатас, в определенной степени социальная ситуация хуже в Павлодаре и Усть-Каменогорске», – говорит он.
Экономист Бейсенбек Зиябеков считает, что перспективность или депрессивность города и региона напрямую зависят от компетентности местных властей.
«Нет депрессивных городов или сел, есть их руководители, акимы. Депрессивное — это нечто условное. Независимо от того, какой отстающий город мы возьмем, он может уже завтра начать развиваться. Чтобы привести населенный пункт в порядок, нужен квалифицированный специалист.
Все зависит от ума, способностей и таланта человека. Если село рядом с маленьким городом не развивается, город тоже не будет процветать. У каждого города есть будущее. Не хватает грамотных руководителей», — заключил он.
Где 860 млрд и наша цифровизация? — риторические вопросы в обзоре казСМИ
По словам Максата Халыка, Казахстан придерживается курса развития по примеру Сингапура. Однако Сингапур — это город-государство. А в Казахстане много регионов.
«Поэтому нам нужна взвешенная, правильная программа, направленная на развитие регионов. Со стороны государства им необходимо уделять больше внимания. Сегодня из-за низких доходов в этих регионах уже возникают конфликтные вопросы между жителями. К примеру, проблема социального неравенства существует в Жамбылской области.
Не надо стремиться создавать мегаполисы. Например, в большинстве немецких городов проживают до 200-300 тыс. человек. В соответствии с этим предприятия развивают инфраструктуру. Подобный опыт нужен и нам, — считает он.
С его мнением согласен и финансовый эксперт Расул Рысмамбетов. Он отметил, что государству прежде всего необходимо создать благоприятную для жизни инфраструктуру.
«К сожалению, в своей нынешней политике государство забывает, что основная задача правительства – обеспечить комфорт своим гражданам. Многие госпрограммы уже запущены, деньги тратятся, но комфортность жизни в населенных пунктах, о которых мы говорим, не растет.
Для удобства проживания прежде всего должна быть создана правильная инфраструктура: дороги, электричество, вода, инвестиции в людей
В моногородах, зависящих от одного предприятия, пришло время запустить новые производства, которые будут способны предоставить населению рабочие места. Кроме того, главное в любом городе – это жители. Поэтому должны быть созданы условия, чтобы люди могли зарабатывать своим трудом, сами открывать производство и регулировать свой быт», – убежден эксперт.