Уже почти полгода тянется скандальная история конфликта группы бизнесменов из Семея с руководством Восточно-Казахстанской области.
Заурядный на первый взгляд хозяйственно-экономический спор о субсидиях и условиях контракта на глазах изумленной публики превратился в громкий политический процесс, привлекший внимание республиканских СМИ.
На родине Абая, ставшей когда-то полигоном для испытания ядерной бомбы, теперь проходит обкатку оружие нового поколения.
Манипуляции общественным мнением посредством соцсетей, генерирование фейковых новостей, фабрики ботов, провокационные вбросы, закамуфлированные под «журналистские расследования». Весь этот арсенал применил в адрес местных властей бизнесмен Серикжан Айкельев, предводитель фрондирующего купечества и соучредитель транспортной компании Semey Bus.
Их совместное с областным акиматом предприятие по оказанию услуг общественного транспорта оказалось не столь прибыльным, как казалось коммерсанту вначале. Не получив от государства дополнительных субсидий, которые обосновывались бронебойным аргументом «мы решили, что оговоренная в договоре сумма нас не устраивает», Айкельев и группа приближенных к нему предпринимателей объявила себя чем-то вроде политической оппозиции.
Только вот методы применяла приличествующие больше какому-нибудь ДВК
В том числе не постеснялась обвинить руководство региона в коррупции и непотизме, хотя именно сам Айкельев и его близкие на протяжении нескольких лет получали государственные заказы на солидные суммы.
До недавнего времени аким Даниал Ахметов не комментировал сложившуюся ситуацию. Это было связано главным образом с желанием дождаться судебного решения этого спора. Однако на недавней пресс-конференции с представителями республиканских медиа, проявивших особенную настойчивость, счел нужным высказать свое видение:
— Когда президент говорит, что главный фактор — слышащее государство, то люди забывают об ответственности. Понимаете, произошло разделение. Все хотят быть услышанными, но не хотят быть ответственными. В нашем случае бизнесмены, пользуясь новой ситуацией в пространстве, пытаются оказать давление. При этом очень важно, что здесь нет никакого экономического расчета. Здесь просто попытка оказать давление через призму «слышащего государства», — подчеркнул руководитель области.
Историю с Semey Bus он обрисовал следующим образом:
— В Семее все 170 автобусов стоят 4 миллиарда 200 миллионов. Мы оплатили свой взнос 630 миллионов, осталось, грубо, 3,5 миллиарда тенге. Требуемая или в данном случае вымогаемая субсидия — 3,7 миллиарда ежегодно в течение двух лет.
То есть все это государство должно подарить что ли?! Бизнес хочет получать безмерные субсидии без всякой экономической целесообразности. А неоплаченные этой компанией огромные долги перед бюджетом, огромные долги по социальным выплатам? Тогда я спрашиваю: «А где деньги?!» У нас нет в ВКО убыточного пассажирского автотранспорта. Мы же с вами платим! — указал Даниал Ахметов.
Главной особенностью произошедшего (впрочем, до вынесения судебного вердикта эту страницу истории нельзя считать перевернутой) аким полагает именно прецедентный характер. Чисто технологическую сторону итерации, механизмы которой могут повториться в любом другом регионе, по множеству иных вопросов, но уже с целями гораздо более глубокими в худшем смысле слова.
— Все, в том числе органы власти, должны задуматься над той ситуацией, в которой могут оказаться все. И здесь нужно принимать очень быстрые и правильные меры в соответствии с законом. Я убежден, что справедливость восторжествует, — подытожил Даниал Ахметов.
Он пообещал, что завершения конфликта в суде составит нечто вроде методички, которая будет содержать советы для других глав регионов и государственных служащих о том, как действовать в подобных случаях.
Кажется, этот текст уже претендует на звание своего рода бестселлера. Будем надеяться, что к этому занятному тексту, сочетающему в себе функции официального документа и увлекательной политической публицистики, сможет приобщиться и широкая публика.