В этой главе книги «Қарашаңырақ» автор пытается разобраться, почему идеи современного феминизма не находят широкого отклика в казахском обществе.
Почему-то считается, будто бы в ранешние времена, когда в степи все было классно и замечательно, когда повсюду текли молочные реки, а птицы вили гнезда на бараньих спинах, когда с неба вместо снега сыпалась манна, а тои длились по сорок дней, когда никто не знал, что у нас под землей есть нефть, а на дорогах не было пробок, когда, собственно, не было даже улиц, а следовательно, ни одной из них невозможно было присвоить спорное имя… мои дорогие казахи делали все возможное, чтобы первенец непременно родился мальчиком.
Так якобы было принято. Потому что мальчик – это наследник. Сын. Продолжатель рода. Ему достанется все. Он носитель фамилии, носитель традиций и т. д. Рождению девочки тоже радовались, но… Было несколько «но».
Во-первых, считалось, что девочка – это гость в доме. Қонақ. Она все равно когда-нибудь уйдет в чужую семью. Вернее, ее увезут. Потом девочка сменит фамилию, а дети ее достанутся другим. И у них у всех будут другие фамилии.
Затем они тоже повыскакивают все замуж или женятся, и тогда вообще все покроется туманом. Поэтому мальчик якобы предпочтительнее. Должен сказать, что все это полная ерунда.
Как на самом деле казахи невест воровали — вся правда о национальных традициях
Правда заключается в том, что девочек в степи ждали и любили не меньше, а иногда даже больше мальчиков. Их баловали, пока они росли, потому что:
«Қыздың жолы жіңішке» – «У девочки тропка узкая, в смысле короткая».
То есть их судьбы как бы предопределены: они появлялись на этот свет для того, чтобы самим кого-нибудь подарить этому миру. А что может быть благороднее и дороже?
Дальше. Относительно того, что девочка уйдет.
Вы знаете, если уж на то пошло, мы все когда-нибудь да уйдем. Мы все тут присутствуем – временно. Мы все тут – гости. Нас сюда пустили тоже, знаете, не навсегда. Никто не останется тут ждать, чем оно все закончится. И на смену нам придут другие. Которые тоже уйдут. И так будет всегда. А жизнь им дадут как раз наши с вами девочки.
Да и потом, надо признать, не всем в степи везло с мальчиками.
Иные девочки превосходили и до сих пор превосходят по всем показателям многих мальчиков
И красивше, и роднее, и умнее…Так что тут кому как повезет.
А еще говорят, что девочки ближе к родителям. Некоторые ближе к отцам. И это тоже правда. НО… Есть одно маленькое «но». Раньше папы не очень близко общались со своими дочками. Они общались с ними через ее мать (кое-где это еще вполне себе сохранилось.)
К примеру, если им хотелось что-нибудь им сказать, они передавали месседж через свою жену. Прямой контакт был практически исключен. Воспитанием дочери занималась непосредственно женщина. С нее и спрос был в случае чего.
Лишь один раз отец мог обратиться к своей дочери напрямую – при выборе жениха. И она не смела ослушаться. Принимая все это во внимание, до семи лет девочек (қыз бала) воспитывали наравне с мальчиками. Точнее, они росли вместе с ними и играли в общие игры. Лишь после семи девочек потихоньку начинали приобщать к ведению хозяйства, поручали выполнять небольшие работы по дому, ухаживать за младшими.
Как правило, мамы и особенно бабушки начинали их учить ремеслам: валять войлок, шить одежду, готовить пищу. Но что особенно важно – они рассказывали им о традициях и обрядах, объясняя смысл каждого. А как известно, за каждой традицией стоял многовековой опыт. Который, в свою очередь, объяснял смысл жизни. А это, согласитесь, серьезные университеты.
Поэтому девочки вырастали образованными, уверенными, достойными, хозяйственными, учтивыми и весьма неглупыми. Поскольку с самого малолетства они вооружались практическими знаниями и пониманием сути вещей.
https://365info.kz/2020/09/vzroslye-igry-kazahov-traditsiya-tyje-sheshu
Да, общество по своему укладу больше было патриархальным, но отношение к женщине было весьма почтительным. Поэтому наши женщины никогда не выглядели забитыми, униженными, и что особенно важно, они никогда не прятали своих лиц. Такая унизительная вещь, как паранджа, нашим женщинам неизвестна.
Они вообще жили в атмосфере допустимой свободы. Они могли, к примеру, в любой день взять да и свалить толпой на ярмарку. Или в кино. Или же уйти пошопиться с подружками на Каркаралинскую барахолку, и никто бы им ни чего не сказал. Надо было только предупредить и вернуться не позднее десяти вечера.
Конечно, никто из них не носил мини-юбок и не стригся под ледигагу, но зато все они с детства обучались езде верхом и даже владению оружием. Многие ездили на охоту с ловчими птицами, умели метко стрелять и прилично бороться. Владели приемами кунфу, карате, дзюдо, джиу-джитсу и казакша курес. Каждая могла постоять за себя. А при случае встать наравне с мужиками плечом к плечу и сражаться за свой аул.
В истории таких примеров множество. Одним словом, казахские женщины – это вольные граждане и абсолютно равноправные члены общества. Такими их воспитывали. Поэтому все это враки, будто бы ждали только мальчика. Ждали кого угодно, лишь бы роды прошли без осложнений, лишь бы мать сохранила здоровье, лишь бы ребенок родился целым и невредимым. А кто он там по своему полу, так это, как говорила моя девяностолетняя ажешка, «It doesn’t matter, балам». То есть не так уж и важно. В конце концов, на то воля божья. И это не во власти людей.
https://365info.kz/2020/08/komu-iz-kazahov-privilegii-obespecheny-po-pravu-rozhdeniya-traditsiya-akhsyjekti-syjlau
А что нужно сказать по чесноку: казахи очень любили детей. В этом они были и остаются чемпионами мира. В этом, можно сказать, заключался смысл их бытия – в продолжении. Поэтому рождение ребенка – это чуть ли не самый важный акт в жизни любой казахской женщины. Поэтому каждую девочку готовили к нему с малолетства.
Принято думать, что нравы в древнем кочевом обществе были не очень мягкими. Даже суровыми. Что детей, особенно девочек, растили в строгости и воспитывали по армейскому уставу. Лично я так не думаю. Да, были разные семьи, и в каждой отдельной семье действовали свои законы. Но
в целом в народном сознании, в установках воспитания бытовали три истины: ар, ұят и намыс. Соответственно: совесть, стыд и честь (достоинство)
Это были три столпа, за которые следовало держаться.
Однако… Однако в то же время казахи своих детей по возможности старались баловать. Особенно девочек. Потому что они были «гостями», как я уже говорил. А к гостям относились по-особенному. И пока в степь не пришел ислам, девочки росли в формате относительной свободы.
Помимо всего прочего детей нельзя было сильно наказывать. На них нельзя было кричать. Детей нельзя было бить. Считалось, что это может повлечь за собой массу неприятностей. Ребенок может вырасти трусливым. Закомплексованным.
«Баланы соқсаң бағы қайтады», – говорили. «Будешь бить ребенка, закроешь ему путь к счастью». Но эти предостережения все-таки касались больше мальчиков.