Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Алматинцы возмущены коммунальными квитанциями за март

11330
фото с сайта 24.kz

Социальные сети бурлят возмущенными публикациями алматинцев — в марте для них резко подорожала коммуналка. Кому-то приписали лишних людей, а кому-то начислили долги и пеню за услуги, оплачиваемые по счетчику.

Подобные события прошлых лет показали, что разбираться с необоснованными начислениями каждому потребителю приходится самостоятельно. Это подтверждают юрист, председатель Ассоциации КСК Алматы Аркадий Рубцов и социолог, президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.

Что самое поразительное в происходящем, никто не учел падение социальных настроений населения, уставшего за год карантина от безденежья и ограничительных мер.

Нормальное ненормальное явление

— То, что произошло, это «нормальное» состояние синхронизации наших баз данных, — говорит Аркадий Рубцов. — Холдинг «Алматы су», делая как лучше для себя, скорректировал численность потребителей. И оказалось, что в их числе есть мертвые души.

— Каким образом синхронизация баз данных привела к тому, что у потребителей оказались лишние прописанные?

— Это еще мелочи. В начале 2021 года мы разбирали историю одного пенсионера, который оказался фактическим собственником половины Бурундая. На него записали не только чужое жилое имущество, но и транспорт, и даже промышленные объекты. То есть это какие-то внутренние сбои, которые неподвластны никому и ничему. И они подолгу не исправляются, а в итоге к пенсионеру приходили совершенно реальные счета за имущество и транспорт по налогам.

Он пошел в ЦОН взять справку, а его попросили принести флешку, так как распечатать справку на 187 листах на принтере не представилось возможным

Когда мы разбирались, почему в собственность одного человека ушла половина Бурундая, все отнекивались. Дело доходило до суда, потом до антикоррупционной службы. А потом все бегали к деду и просили простить.

Также и с пропиской. Часть — мошенничество, часть — глупости и разгильдяйство. Я больше чем уверен, что программный комплекс позволяет раскидывать какие-то нераспознанные вещи по непонятным алгоритмам хоть куда.

Может быть наложились друг на друга старая и новая базы данных. Не исключено, что всплыли «левые» прописки

Надо разбираться. Ведь часть области присоединили к городу, а синхронизацию вовремя не произвели.

Интересы населения не в счет

— А эту синхронизацию надо было обязательно делать в тяжелое карантинное время, когда люди и так устали?

— На такие «мелочи» никто не обращает внимания. Об этом наверняка никто вообще не задумывался. Коммунальщики хотели подровнять численность потребителей. Но с этим в Алматы всегда был бардак.

Стандартная численность одна, количество лицевых счетов — другое. А сколько реально проживает, никто не знает и знать не хочет

Частично этот бардак вылез в коммунальных счетах потребителей.

— В конечном итоге все это пересчитают, раз имеет место массовый характер приписок и долгов?

— Корректировки сделают в ручном режиме по заявлению потребителей.

— То есть те, кто удивились, но оплатили, им перерасчет не светит?

— К ним ежемесячно так и будет приходить квитанция с приписками. Ведь если оплатил, значит, численность постфактум определена верно. А кто напишет заявление, получит перерасчет и извинения.

«Забота» о пенсионерах

Социолог Гульмира Илеуова считает, что необоснованные начисления в первую очередь бьют по законопослушному населению — пенсионерам и бюджетникам.

Гульмира Илеуова, фото с личной страницы в Facebook

— Гульмира, что должны сделать власти в ситуации, когда приписки по коммунальным платежам имеют массовый характер?

— Власти сделают как обычно — рекомендуют обратиться в суд для решения проблемы в индивидуальном порядке. А у нас прецедентного права нет, поэтому каждому потребителю надо будет выиграть суд. А потом, если вдруг на эту тему озаботится Агентство по защите конкуренции, примут общие меры. Но процесс этот не быстрый.

Сейчас просто изымут деньги у населения и потратят на свои нужды. А потом уже будут разбираться, исходя из той ситуации, которая получится

Тут даже не вопрос законности, это вообще классический пример отсутствия контроля и ответственности.

— Подавляющее большинство населения считает коммуналку обязательным платежом. Наверняка оно заплатит, не разбираясь. Судя по вашим исследованиям, какое отношение к расчету за коммунальные услуги у населения?

— Категория населения с высокими доходами к оплате коммунальных счетов относится менее ответственно.

Более ответственно платят за коммунальные счета люди с низким доходом, они не хотят накапливать долги

Конечно, они откажут себе в потреблении в нужных объемах продуктов питания или лекарств. Так делают, например, все пенсионеры и люди из бюджета. В данном случае идет двойная эксплуатация.

— Вы имеете в виду, что они и так зависимы от установленного государством дохода, так еще и лишнее на них навесили по расходам?

— Да. Они не могут повысить себе зарплату или найти другой источник дохода, чтобы перекрыть имеющиеся расходы. А когда идет еще и необоснованное повышение расходов, они страдают не только финансово, но и морально. Если и когда разбирательство по этой ситуации со стороны агентства случится, это все равно будет не сразу. Возможно, деньги вернут, но долго, частями… и не факт, что все, что были начислены свыше допустимого порога.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter