Ни одна другая страна не сможет приобрести ремдесивир, по крайней мере в течение следующих трех месяцев. Эксперты уверены, что это элемент новой предвыборной стратегии «Трамп –спаситель Америки».
Ремдесивир, первый препарат для лечения Ковид-19, получивший лицензию. Производитель – американская компания Gilead. Как показали клинические исследования, он помогает людям быстрее вылечиться от этой болезни.
Лечение одного пациента от коронавируса обойдется Казахстану в $2 340
Первые 140 тыс. доз компания поставила по всему миру бесплатно. В понедельник, после того как ремдесивир получил одобрение лицензирующих органов США, Gilead выставил прайс-лист для всех стран.
Спустя сутки выяснилось, что администрация Трампа выкупила у компании 500 тысяч доз.
Это вся продукция Gilead за июль и минимум 90% объемов, которые будут выпущены в августе и сентябре
«Президент Трамп заключил удивительную сделку, чтобы обеспечить американцам доступ к первому авторизованному терапевтическому средству для Covid-19», — сказал министр здравоохранения и социальных служб США Алекс Азар в эфире FoxNews.
Второй карантин должен быть умнее — экономист предложил не повторять ошибок
«По мере возможности мы хотим, чтобы любой американский пациент, которому нужен ремдесивир, мог его получить. Более того, администрация Трампа делает все возможное, чтобы больше узнать о жизненно важных препаратах для Covid-19 во всем мире и обеспечить доступ к этим вариантам для американского народа».
Примерно с таким же настроем выступили и многие высокопоставленные чиновники из окружения президента США. Однако большинство экспертов и участников рынка откровенно встревожены односторонними и неожиданными действиями Трампа и возможными последствиями.
По словам Эндрю Хилла, старшего научного сотрудника Ливерпульского университета, в течение последних пяти месяцев рынок с нетерпением наблюдал за успехами американской компании. И все это время были опасения по вопросу отсутствия механизма поставок лекарства за пределы США.
«Американские компании тоже участвуют в соглашении, по которому лекарство от этого типа коронавируса будет доступно для всех стран мира. Когда заходил разговор о механизме поставок и общей лицензии на производство, компания откладывала его «до результата и одобрения».
Препарат одобрили – где механизм? Наладить производство этого препарата не может ни одна страна, поскольку лицензия только у Gilead.
Как закрытие крупных магазинов сыграло против карантина — эксперты
Я думаю, впереди нас ждут очень сложные времена, когда передовые страны закроются от всего мира. Сейчас мы пробуем на вкус грядущие события», — сказал Хилл в комментарии для Тhe Guardian.
«Смешно слушать чиновников, разглагольствующих о Трампе как патриоте Америки», — сказал CNN директор аналитического отдела Института исследований международных отношений (Сиэтл) Генри Хоткинс.
По его словам. именно Трамп своим непринятием пандемии и высмеиванием экспертов, говорящих о необходимости жестких карантинных мер, способствовал заражению миллионов и гибели десятков тысяч американцев.
«А теперь, скупая мировые запасы лекарства, он спасает США? Это всего лишь новая предвыборная стратегия. Я не знаю, кто ему подал эту «гениальную идею», но подумайте вот о чем.
Скупка мировых запасов ремдесивира — это не просто реакция на растущее распространение и число погибших. США встали в позу «Америка единственная» во время глобальной пандемии.
Администрация Трампа ссылается на Закон об оборонном производстве, который запрещает отправку за границу жизненно важных медицинских товаров, произведенных в США. Теперь на секунду представьте, что эффективная вакцина появится в другой стране. В той, где ситуация стала критической из-за запоздавшего получения хоть малых объемов ремдесивира.
Я думаю, что
правительство этой страны поставит США на последнее место в списке нуждающихся в вакцине»,
— сказал он.
И добавил, что во время глобальных кризисов нельзя противопоставлять себя всему миру. Это может обернуться непредсказуемыми и негативными последствиями.
Как говорит Эндрю Хилл из Ливерпульского университета, есть способ обеспечить поставки этого и других препаратов во время пандемии через так называемую принудительную лицензию.
Эта норма международного законодательства отменяет права на интеллектуальную собственность компании. Ее применение позволит наладить производство лекарства в генерических компаниях Бангладеша или Индии, где патент Gilead не признается.
«Подобный шаг потребует немалых финансовых затрат, и я не думаю, что одна страна сможет это сделать. Так что вопрос в том, сколько стран готовы обойтись в деле борьбы с коронавирусом без американских компаний», — сказал он Тhe Guardian.