Закрытие на выходные крупных торговых сетей дало обратный эффект, говорит политолог Замир Каражанов. Хотя такого результата можно было ожидать. Узнав, что в субботу закупиться не получится, люди хлынули в торговые сети в пятницу вечером. И получилось то самое столпотворение, которого вроде бы пытались избежать.
— У нас люди какие-то беззаботные, не оценивают всю опасность заражения.
Ты же не только сам переболеешь, ты еще перезаражаешь
Но об этом мало кто думает, — говорит Каражанов.
Понятно, что такими мерами власти пытались в какой-то мере заменить «большой карантин», который мы уже пережили. И понесли немалые потери.
— Если снова закрывать все на месяц или два, опять будет удар по экономике и людям
Поэтому пытались хоть как-то приостановить рост заболеваемости, — считает эксперт.
Как живут и работают люди, которые проводят тесты на коронавирус
Однако Каражанов полагает, что все меры будут безуспешны (а то и откровенно вредны), пока само население не научится следовать требованиям безопасности. Хотя бы надевать защитные маски и соблюдать необходимую дистанцию.
— Более эффективно, когда люди сами следят за собственным здоровьем. И магазины бы закрывать не пришлось, — уверен эксперт. — Наши же граждане очень безалаберно относятся. Даже на улице это видно — те же маски не только не надевают, но даже с собой не берут.
Кстати, в крупных магазинах применять защитные средства все-таки заставляют. А вот в маленьких (куда пошли не успевшие вовремя сделать покупки в пятницу вечером граждане) далеко не всегда.
— На несоблюдение санитарных норм властям обязательно нужно как-то реагировать
Если закрыть глаза и пустить на самотек, люди и дальше будут заражать друг друга. Соблюдение норм личной безопасности — единственный способ, по другому нельзя. Даже иммунитет не вырабатывается, — констатировал Каражанов.
Второй карантин многие не перенесут — эксперт
Кроме того, в некоторой части «магазинов у дома» тут же резко поднялись цены. Экономист Ерлан Ибрагим не видит в этом ничего удивительного.
Сработали как субъективный, так и объективный факторы
— Во-первых, в чистом виде рыночный момент. У владельца отдельно взятого магазинчика выросло потребление продукции, есть возможность поднять цены, что он и делает. Я видел, что происходило, когда закрывали базары. Продавец называет новую цену, а покупатель думает, успеет ли добежать до другого места и там купить повыгодней или вообще остаться без товара, — констатирует факты Ибрагим.
Экономист припомнил, как во время карантина заметно выросли цены на различные товары, начиная от защитных масок и заканчивая имбирем. И на многие вернуть их в «докарантинные» уже не удалось.
Экономист подчеркнул, что
есть и объективный фактор — цены поднимают и поставщики
— Я сейчас веду сеть кафе и вижу, что дороже стал весь поставляемый товар, начиная от системных поставок. Например, вся куриная продукция поднялась в цене примерно на 20%, — сказал он.
В общем, все дорожает на всех этапах ценообразования.
Каким будет общий экономический эффект, судить пока рано, считает эксперт. Всех статистических данных пока нет.