Президенты Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин подписали Декларацию о переходе межгосударственных отношений Республики Казахстан и Российской Федерации до уровня всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества. Сергей Станкевич, историк и политолог, независимый аналитик, в прошлом депутат парламентов СССР и России и советник первого президента РФ, поделился мнением, что подразумевает новый уровень казахстанско-российских отношений. В интервью эксперт прокомментировал итоги государственного визита Касым-Жомарта Токаева в Россию, значение стратегических соглашений и гуманитарных инициатив для укрепления союзнических отношений.

— Президент Токаев назвал государственный визит в Россию «основным событием года» для Казахстана. Как вы оцениваете итоги визита для динамики казахстанско-российских отношений?
— «Событие года» — звучит несколько рутинно. Это можно отнести к работе правительственных делегаций по регулированию текущих совместных проектов – торговых и инвестиционных, которых не перечислишь. Но стороны шагнули дальше. С учетом особой транзитной роли Казахстана, достигнуты договорённости о совместном развитии стратегической сети транспортных магистралей, имеющих общее евразийское значение. С охватом всех видов транспорта – автомобильного, железнодорожного и даже космического. Будут совместно развиваться особые экономические зоны. Хочется также выделить сотрудничество с сфере среднего и высшего образования. Думаю, госвизит Токаева значительнее, чем «событие года».
— Главы государств подписали Декларацию о переходе к всеобъемлющему стратегическому партнёрству и союзничеству. Что означает эта формула в контексте нового качества взаимодействия между Астаной и Москвой?
— Отношения двух многовековых соседей развиваются по восходящей и ступенчато. Мы поднимаемся на очередную ступень и затем какое-то время осваиваем открывшиеся возможности. Вот сейчас мы поднялись на уровень «всеобъемлющего стратегического партнёрства и союзничества». Этот вид отношений теснее и «теплее», чем другая формула – «всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие», применяемая к отношениям РФ – КНР.
С Китаем у России партнёрство, а с Казахстаном – ещё и союзничество. Это не просто игра в словесный бисер. Тут глубокий геополитический и сугубо практический смысл. Стратегические партнёры не просто торгуют, они долгосрочно и совместно работают на общие согласованные цели. А «союзничество» говорит о взаимной ответственности Казахстана и России за безопасность и благополучие друг друга. Союзники не вредят, не подставляют и не подводят. Так что новая формула, закреплённая президентами, ко многому обязывает.
— Среди ключевых тем переговоров Касым-Жомарт Токаев выделил сотрудничество в атомной энергетике и приближение к подписанию соглашений по строительству АЭС с «Росатомом». Как вы оцениваете значение этого проекта для обеих стран?
— Строительство Казахстаном своей первой АЭС именно с Россией – отличный старт для отношений, поднятых отныне на новый уровень. АЭС проектируется и строится годы, а потом совместно эксплуатируется десятилетиями. Это «осевой» проект для взаимосвязи наших хозяйственных комплексов. Надеюсь, он будет не единственным.
— Президенты приняли участие в XXI Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Уральске. Как центральная тема форума о рабочих профессиях вписывается в экономические планы Казахстана и России?
— Форум позволил приземлить достижения высокой политики, конвертировать их в живые трансграничные связи бизнесов, регионов, поселений и людей. Напитать государственные документы практическими идеями снизу, прямыми человеческими интересами.
В Казахстане и России активно растёт реальный сектор, товарное производство. Остро нужны квалифицированные мастера рабочих профессий. Надо бы нужные кадры не переманивать бесконечно, а умножать и совершенствовать. Без умных голов и умелых рук многие планы будут отложены. Так что формула «кадры решают всё» работает, если правительства вовремя и на перспективу заботятся о кадрах.
— Касым-Жомарт Токаев акцентирует внимание на образовательных инициативах: открытие 9 филиалов российских вузов в Казахстане и первого филиала КазНУ на базе Омского университета. Почему это становится стратегическим направлением гуманитарной политики Токаева?
— Вузы Казахстана и России давно инициативно взаимодействуют, причём вполне успешно. Но на этот раз речь шла именно о гуманитарной стратегии и долгосрочной государственной политике в сфере высшего образования. Государства-союзники должны позаботиться о том, чтобы дух взаимопонимания и уважительного союзничества закрепился в национальных менталитетах обеих стран, чтобы он естественно транслировался в сменяющихся поколениях. А вузовское образование и сама среда межвузовского общения – это мир свежих идей и живого творчества, который объединяет талантливую молодёжь надёжнее, чем самая умелая пропаганда.
— С осени у Касым-Жомарта Токаева — насыщенный международными событиями дипломатический календарь. Менее чем за неделю он провёл переговоры в Вашингтоне и Москве. Что говорит такая динамика о его внешнеполитической стратегии и о том, как он видит роль Казахстана в мировой политике?
— Казахстан отличает открытое и многостороннее внешнеполитическое общение. Но это не легкомысленная «всеядность» и не циничный торг на тему «где мне сегодня выгоднее». Специалисты обоснованно отдают должное: у Казахстана наиболее точно выверенная внешнеполитическая стратегия в нынешней Центральной Азии. В ней есть и поисковые визиты, и балансирующие действия, и приоритетные прорывы. Мир велик, но «священной» для наших стран и народов остаётся всё-таки московская земля.