К единому мнению о ближайшем будущем аналитики разных институтов пока не пришли. Но уже ясно, что легко не будет.
Аналитики Центра исследований прикладной экономики (AERC) в очередном обзоре опубликовали детальный прогноз основных показателей на 2020 год. Ожидания не самые радужные как для мировой экономики, так и для нашей.
По отношению к казахстанской валюте рубль останется примерно на прошлогодних позициях — 5,9 тенге в среднем. Курс доллара США к тенге за 2020 год аналитики ожидают в среднем около 424. Это на 11% выше значения за 2019 год.
По поводу среднесрочных перспектив развития как мировой, так и нашей экономики эксперты настроены пессимистично. Слишком сильно по всем ударила пандемия и дальнейший «Великий карантин».
— В конце января 2020 года правительство прогнозировало экономический рост на 2020 в 4,7–5,0%. Министерство национальной экономики (МНЭ) в прогнозе социально-экономического развития на 2020 год закладывало рост реального ВВП на уровне 4,1%. Однако уже по результатам первого квартала стало очевидно, что эти показатели с учетом изменившейся внешней и внутренней конъюнктуры превышают даже самые оптимистичные предположения касательно перспектив экономики Казахстана, — считают экономисты центра.
Пандемия коронавируса — репетиция передела мира — Своик
По заявлению министра национальной экономики, за январь-март 2020 года реальный ВВП Казахстана вырос на 2,7%. Это наибольшее замедление экономического роста с 2016 года.
— На данный момент поддержку темпам роста казахстанской экономики все еще оказывает рост сельского хозяйства (2,5%), строительства (11,7%), связи (10,5%) и промышленности (5,8%). Однако в некоторых отраслях промышленного производства, таких как черная металлургия, которая в большей степени зависима от внешнего спроса, по итогам марта наметился тренд глубокого падения, — утверждают эксперты.
В первом квартале снизился темп роста инвестиций в основной капитал – до 5,1% после показателя 2019 в 8,5%.
Рост номинальной заработной платы за март (по отношению к марту 2019) составил лишь 12,6%, что ниже прироста за февраль (19,4%).
Прогнозы разных организаций даже на среднесрочную перспективу серьезно разнятся.
Например, по новым прогнозам правительства в 2020 году наша экономика впервые за последние 22 года продемонстрирует отрицательные темпы прироста на отметке минус 0,9%.
— Этому, по ожиданиям МНЭ, будут способствовать снижение объемов добычи нефти и газового конденсата в стране с прошлогодних 90,6 до 86,0 млн тонн, а также падение среднегодовой цены нефти Brent c 64 до 28 долларов США за баррель, — считают аналитики.
Почему упала нефть и тенге: хроника
Одновременно в правительстве ожидают рост годового уровня потребительской инфляции (до 9–11%), средний курс доллара США к тенге на отметке 440, а номинальный ВВП — 69,7 трлн тенге.
Однако часть авторитетных международных организаций считает иначе.
— Оценки МНЭ по сравнению с прогнозами рейтинговых агентств Standard and Poor’s (S&P), Moody’s и международных финансовых организаций выглядят, на первый взгляд, довольно пессимистичными. Так, если по обновленным оценкам S&P и Moody’s экономика Казахстана за 2020 год может сохранить положительный прирост на уровне 2,9% и 3% соответственно, то по ожиданиям АБР и ВБ, данный показатель будет не меньше 1,8 и 1%, — указывают в докладе.
При этом апрельский отчет МВФ гласит, что нас ждет более глубокая рецессия, и падение реального ВВП составит 2,5%.
— Таким образом, на настоящий момент
определенного консенсуса касательно перспектив развития казахстанской экономики в 2020 году пока нет
При этом, на наш взгляд, вышеприведенные прогнозы не в полной мере могут учитывать степень падения экономической активности в Казахстане по итогам 2020 года. Это связано с тем, что
данные прогнозы не берут во внимание совокупность двух значимых факторов, ставших известными недавно:
участие Казахстана в новом расширенном соглашении ОПЕК+ и самые худшие со времен Великой депрессии ожидания по падению мировой экономики, — подчеркнули авторы.
Котировки нефти Brent в третьей декаде апреля опускались ниже 20 долларов за баррель. Это почти в 3 раза меньше средней цены 2019 года,
а также минимальный уровень за 20 лет
Причины:
Новое соглашение ОПЕК+ пока не дало ощутимых результатов.
— По мере прохождения «дна» падения спроса в апреле и мае 2020 года, которое по различным оценкам может составить от 16 до 30 млн баррелей в сутки, и начала реального сокращения добычи сырья в рамках ОПЕК+,
котировки Brent получат импульс для дальнейшей стабилизации на отметке 32 доллара за баррель,
вследствие чего в среднем по году составят 37 долларов за баррель, — предполагают авторы.
Немного подешевеет относительно доллара и российский рубль. Аналитики ЦИПЭ предсказывают средний курс около 72 (против 64 в 2019).
Это повлияет на инфляцию в России.
— По оценкам AERC, среднегодовой уровень инфляции в России ускорится с 2,9 до 4,1%, — считают они.
По отношению к национальной валюте рубль останется примерно на прошлогодних позициях — в среднем 5,9 тенге. Курс доллара США к тенге в среднем за 2020 год аналитики ожидают около 424. Это выше значения за 2019 год на 11%.
При этом авторы полагают, что Нацбанк «не будет в значительной степени препятствовать плавающему курсообразованию тенге».
Рост курса доллара и инфляция неизбежны, но есть и плюсы
Далее, рост номинального денежного дохода замедлится до 3,9%.
— При этом уровень среднегодовой потребительской инфляции ускорится до 8,1%, что
будет связано как с обесценением курса тенге, так и ростом уровня импортируемой инфляции
(в том числе инфляции России и мировой продовольственной инфляции).
Однако определенными ограничениями для более быстрого удорожания потребительских цен в Казахстане станет
ожидаемое падение реальных денежных доходов на 4,9%, а также снижение цен в промышленности на 17%
Что в свою очередь будет связано с падением цен на нефть и другие энергоресурсы.
Из-за падения внутреннего спроса и экспорта, но с учетом некоторого нивелирования за счет сокращения импорта
реальный ВВП Казахстана, по прогнозу AERC, упадет на 4,9% – минимальный показатель с 1995 года
Номинальный ВВП по итогам 2020 года составит 160 млрд долларов США. Это на 20 млрд меньше, чем в 2019.