И все говорит за то, что потрясения еще не закончились.
Естественно, главным событием для Кыргызстана в 2019 году стал арест Алмазбека Атамбаева. Многие называют это началом политического кризиса в стране.
Разномастные эксперты и наблюдатели насторожились еще в 2018, когда
Жээнбеков начал отправлять в отставку «атамбаевских»
Против некоторых даже возбудили уголовные дела. Но это отдельная тема.
Тем не менее в 2018 еще сохранялись призрачные надежды, что каким-то образом «ситуацию разрулят». В 2019 надежды рассыпались.
Кыргызстан и Казахстан: хроника несостоявшейся торговой войны
Сначала специальная комиссия Жогорку Кенеша (парламент) вменила экс-президенту целый список обвинений. Генпрокуратура большую часть поддержала и начала «копать» под Атамбаева. Тем временем его лишили статуса экс-президента и сопутствующих привилегий, включая неприкосновенность. События стали развиваться стремительно, в итоге бывшему президенту санкционировали арест, а тот решил сопротивляться.
7 августа наступила «горячая фаза» — силовики начали штурм резиденции Атамбаева в селе Кой-Таш Чуйской области. Первая атака провалилась, погиб офицер ГКНБ, несколько десятков человек, включая гражданских, попали в больницы.
В конце концов Атамбаев сдался и был водворен в следственный изолятор ГКНБ.
Сейчас в отношении экс-президента ведется следствие.
Одним из самых громких дел в истории республики журналисты назвали завершившийся суд по деру о столичной ТЭЦ. Причем
он же считается одним из этапов антиатамбаевской кампании
Приговор был вынесен 6 декабря 2019 в Бишкеке. Группа бывших высокопоставленных чиновников обвинялась в коррупционных преступлениях при реконструкции объекта. Обвинительное заключение гласит, что государству нанесен ущерб в 5,5 млрд сомов (курс доллара — 69,59 сомов).
Среди подсудимых два бывших премьер-министра (Сапар Искаков и Жанторо Сатыбалдиев), экс-министр финансов Ольга Лаврова, экс-министр энергетики Осмонбек Артыкбаев и другие не менее известные в стране личности.
Сапар Исаков и Айбек Калиев (бывший глава Нацэнергохолдинга») получили по 15 лет заключения с конфискацией имущества. Жанторо Сатыбалдиева и Салайдина Авазова (бывший глава компании «Электрические станции») приговорили к 7,5 и 11,3 годам соответственно. Остальные отделались небольшими сроками и штрафами. Получивших малые сроки освободили в зале суда, поскольку в зачет пошло время, проведенное в следственном изоляторе. Судебный процесс длился 9 месяцев.
Кто виноват, что Бишкек замерз: китайцы или коррупция?
Буквально парой недель позже по другим делам были осуждены два бывших мэра Бишкека — Албек Ибраимов и Кубанычбек Кулматов. Ибраимов получил 15 лет заключения, Кулматова приговорили к крупному штрафу. Оба проходили по разным делам, но все объединили в одно производство, по которому на скамье подсудимых сидели еще 11 человек.
И Ибраимов, и Кулматов вину не признали, заявив о политической подоплеке. Они оба считаются «атамбаевскими».
В конце ноября в Бишкеке прошел стихийный митинг, на который пришли несколько сот человек (по разным данным — от 500 до 700). Для Кыргызстана цифра вроде серьезная. Аналогичный митинг прошел в городе Караколь. Все это называлось акция «Reакция».
В столице собравшиеся два часа призывали начать реальную борьбу с коррупцией и
даже показывали местному «белому дому» желтые карточки
Поводом для митинга стали опубликованные в соцсетях итоги расследования агентств Kloop, Азаттык и Центра по исследованию коррупции и организованной преступности. Журналисты якобы обнаружили коррупционные схемы на таможне, которые нанесли ущерб примерно на 700 млн долларов США. Организовали их некие высокопоставленные чиновники и китайские бизнесмены. Причем сведения журналистам передал как раз один из бизнесменов, который затем скоропостижно скончался в Турции.
Кыргызстан в центре интересов арабских миссионеров
Причем в собранном компромате даже прозвучала фамилия Жээнбекова, правда, вскользь.
Интернет закипел, а кыргызские власти молчали. Тогда бишкекчане из числа наиболее активных вышли на митинг.
Уже после акции глава службы по борьбе с экономическими преступлениями
Бакир Таиров в парламенте подтвердил наличие коррупционной схемы
18 декабря в Бишкеке состоялся аналогичный митинг — с теми же требованиями.