В общем и целом нашими законами в части партийной жизни аналитики остались недовольны.
Отечественное законодательство касаемо политических партий следует кардинально менять, считают эксперты Центра актуальных исследований «Альтернатива». В нем сейчас слишком много мер, направленных не на развитие партийного поля, а на осложнение жизни его участникам. И это практически во всем — начиная от регистрации и заканчивая правовым регулировании.
Центр подготовил «Анализ действующего законодательства о политических партиях в Казахстане», в котором специалисты «Альтернативы» изложили свою точку зрения.
Создание и работу партий у нас регулируют Конституция и закон «О политических партиях» от 15 июля 2002 года. И авторы считают, что нормы Конституции в отношений партий (конституционализация) «преимущественно запретительного характера». Конечно, сами по себе эти запреты целесообразны, но акцентирование именно на них
существенно снижает значение партий как важнейшего института политической системы
Нужно усиливать двустороннюю связь между обществом и государством — исследование
В позитивном ключе изложены только следующие положения:
Для примера процитировали конституции других стран. В них роли и статусу партий уделено значительно больше места.
Германия: «Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут свободно образовываться».
Италия: «Все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики».
Турция: «Политические партии являются необходимым элементом демократической политической жизни».
— Подобное признание места и роли партий на официальном уровне следует отразить и в Конституции РК,
— утверждают авторы.
Авторы считают, что законодательство сильно осложняет жизнь партиям уже на понятийном уровне. Закон о них говорит исключительно как о субъектах избирательного процесса. То есть между выборами они как бы ничем и не занимаются.
В немецком законе в числе прочего указано, что партии:
— Такой подход свидетельствует
об официальном признании партий в качестве полноправных участников процесса осуществления государственной власти и управления
Тогда как в Казахстане, как и в большинстве постсоветских государств, они рассматриваются главным образом как субъекты избирательного процесса, — считают эксперты.
Есть большие претензии и к порядку создания и регистрации партий. Впрочем, они уже неоднократно озвучивались ранее.
Во-первых, фактически нужно пройти двойную процедуру госрегистрации.
Сначала создать и зарегистрировать организационный комитет, и только потом – политическую партию
— Закон в данном случае создает возможности для недопущения властями образования неугодных им политических партий. Для этого вполне может быть достаточно, чтобы регистрирующий орган отказал оргкомитету по проведению учредительного съезда партии в выдаче документа, подтверждающего его деятельность.
К тому же в законе не установлены конкретные основания для такого отказа,
— утверждают аналитики.
Порядок регистрации партий еще сложнее, чем оргкомитетов. Больше всего критике и сейчас подвергся количественный ценз.
Для регистрации нужно набрать не менее 40 тыс. единомышленников
Причем филиалы или представительства должны быть во всех областях, городах республиканского значения и столице. В каждом из структурных подразделений должно числиться не менее 600 партийцев.
Во время действия предыдущего закона в стране было 19 партий (по состоянию на сентябрь 2002 года). Сейчас их только семь.
Пациент скорее мертв: кому нужна нежизнеспособная партия?
— Граждане, не имеющие солидных организационных и финансовых ресурсов, в рамках данного закона вряд ли смогут реализовать свое право на объединение в партии, — считают аналитики.
Сейчас уполномоченные органы могут постоянно проверять число партийцев уже после ее регистрации. А для этого имеют право требовать документацию. Это правило тоже вызвало недовольство авторов доклада — они считают, что одного раза вполне достаточно.
Казахские русские-2: особенности, признаки и перспективы
В качестве аргументов они снова обратились к международному опыту. Чтобы пройти регистрацию, в разных странах нужно иметь следующее число подписей:
Недоумение вызвал запрет использовать в названии среди прочего «национальных, региональных и общинных» признаков. Авторы утверждают, что действующее законодательство вообще не определяет понятия и критерии «региональных» и «общинных» признаков. Также не совсем понятно, в каком значении в данном случае употребляется термин «национальные».
Эти пробелы могут способствовать произвольному толкованию должностными лицами названий партий,
— считают эксперты.
Довольно жестким эксперты считают существующий порядок приостановления и прекращения деятельности партий со стороны государства. Главным образом потому что
наказать могут сразу же, не дав возможности исправить ошибки
Здесь опять ссылаются на международный опыт, где партиям-нарушителям сначала выносится предписание или предупреждение. А в ряде европейских стран само понятие «приостановление деятельности» вообще не предусмотрено.
Хроники падения Коммунистической партии Казахстана (Обзор казпрессы)
Кроме того, сейчас
суд может ликвидировать партию, если она дважды не участвовала в выборах депутатов мажилиса
Хотя участие в любых выборах по закону является свободным.
Закон «о политических партиях» вообще предусматривает целый список оснований для ликвидации в судебном порядке. И у авторов возникли претензии как к нему целиком, так и к отдельным пунктам.
Во-первых, считают, что он слишком большой (приведено семь пунктов).
Кроме того, ни в этом законе, ни в других нет четкого представления о «грубом нарушении законодательства». Это снова
риск произвольного толкования соответствующими государственными органами
для ликвидации неугодных.