Способны ли национальные элиты выстроить политику включающего, а не исключающего наследия – вот вопрос, на который ждут ответа русские. Таково мнение Сергея Масаулова, координатора экспертной платформы «Большая Евразия».
Эмиграция 90-х годов привела к большому оттоку славянского населения из бывших республик СССР в Азии. Но все же многие остались. И изменились, пишет Содружество.
Те, кто остался в Казахстане и Кыргызстане, рассчитывали уже не на разделение по этническому признаку, которое может пройти через все сферы социальной жизни, а на естественное принятие их как «своих», как органическую часть социума.
Действительно, живя в Казахстане или Кыргызстане уже в третьем и более поколении,
русские испытывали себя неотделимой и неразделенной частью русского народа, но с азиатскими культурными традициями
Абсолютно естественным стало ходить в гости и принимать у себя дома друзей — казахов или кыргызов. Праздновались вместе, по-соседски, праздники, включая Наурыз-Нооруз, Рождество и мусульманские знаменательные дни. Многие русские легко овладели набором бытовых и общепринятых фраз на языках народов Центральной Азии.
Русские в Центральной Азии и эмигрировавшие на историческую Родину тем не менее сохраняют некоторые центральноазиатские обычаи, особенности бытового уклада, своеобразие предпочтений в еде и т. п.
И это естественно, ведь жизнь проходит в ареале определенного культурного своеобразия, отличающего один регион от другого.
И все жители данного региона неизбежно принимают на себя черты этого своеобразия
Поэтому ничего удивительного в том, что русские, приехавшие в Россию из Казахстана или Кыргызстана, имеют определенные отличия в менталитете, как сейчас принято говорить.
Для населения российской глубинки они долгое время будут оставаться «казахами» и «кыргызами»
И это так, ведь в рязанской деревеньке, вдали от областного центра приехавшие из Кыргызстана русские варят бешбармак на праздники, делают манты, стараются разнообразно использовать подаваемые к столу овощи и зелень.
А в праздники поют песни своей прежней Родины. Это не просто образ, а зафиксированное в исследованиях явление
Наиболее точно это можно было определить как наследие земли, где они прожили большую часть жизни. Значит, есть не только этническое и национальное разделение, не только упор на своеобразие, но и наследование культурных традиций.
Тем более, что в свое время это наследование происходило естественным образом через интернационализацию семей в Казахстане и Кыргызстане, где смешанные браки составляли более 30% в советское время.
Русские Казахстана и Кыргызстана, несомненно, сохраняют как национальную самобытность, так и культурное своеобразие
в зависимости от региона проживания. Как граждане независимых Казахстана и Кыргызстана, они хотели бы проведения в странах проживания политики включающего наследия. Это означает, что
элита страны должна блокировать все попытки мифологизации своей истории, небезвредные для государственности казахов и кыргызов
Сама по себе процедура мифологизации заключается в разделении всей общественной и духовной жизни на два мира: «Мы» и «Другие/Иные», с последствиями в виде национального чванства и т. п.
В этом разделении людей через все сферы жизни происходит и бытовое различение «своих» и «чужих». Результаты этого зависят от уровня и характера развития культуры того, кто мифологизирует мир. Ведь никто не оспаривает, что
есть люди, для которых «своими» являются все представители человечества. Так мыслили Чингиз Айтматов и Мухтар Ауэзов
Но есть также и те, кто «чужих/иных» видит уже за окраиной своего села. От таких людей и культуры стараются уехать подальше.
Насколько способны национальные элиты, находящиеся у власти в Казахстане и Кыргызстане, выстроить политику включающего, а не исключающего наследия – вот вопрос, на который ждут ответа русские.
В зависимости от ответа на этот вызов сложится судьба не только русских, но и формат суверенной государственности Казахстана и Кыргызстана.