Нур-Султан
Сейчас
-5
Завтра
-14
USD
389
0.00
EUR
428
0.00
RUB
6.08
0.00

Казахские русские-2: особенности, признаки и перспективы

16528

Действительно, живя в Казахстане или Кыргызстане уже в третьем и более поколении,

русские испытывали себя неотделимой и неразделенной частью русского народа, но с азиатскими культурными традициями

Абсолютно естественным стало ходить в гости и принимать у себя дома друзей — казахов или кыргызов. Праздновались вместе, по-соседски, праздники, включая Наурыз-Нооруз, Рождество и мусульманские знаменательные дни. Многие русские легко овладели набором бытовых и общепринятых фраз на языках народов Центральной Азии.

Русские в Центральной Азии и эмигрировавшие на историческую Родину тем не менее сохраняют некоторые центральноазиатские обычаи, особенности бытового уклада, своеобразие предпочтений в еде и т. п.

И это естественно, ведь жизнь проходит в ареале определенного культурного своеобразия, отличающего один регион от другого.

И все жители данного региона неизбежно принимают на себя черты этого своеобразия

Своеобразные русские

Поэтому ничего удивительного в том, что русские, приехавшие в Россию из Казахстана или Кыргызстана, имеют определенные отличия в менталитете, как сейчас принято говорить.

Для населения российской глубинки они долгое время будут оставаться «казахами» и «кыргызами»

И это так, ведь в рязанской деревеньке, вдали от областного центра приехавшие из Кыргызстана русские варят бешбармак на праздники, делают манты, стараются разнообразно использовать подаваемые к столу овощи и зелень.

А в праздники поют песни своей прежней Родины. Это не просто образ, а зафиксированное в исследованиях явление

Наиболее точно это можно было определить как наследие земли, где они прожили большую часть жизни. Значит, есть не только этническое и национальное разделение, не только упор на своеобразие, но и наследование культурных традиций.

Тем более, что в свое время это наследование происходило естественным образом через интернационализацию семей в Казахстане и Кыргызстане, где смешанные браки составляли более 30% в советское время.

Блокировать мифы

Русские Казахстана и Кыргызстана, несомненно, сохраняют как национальную самобытность, так и культурное своеобразие

в зависимости от региона проживания. Как граждане независимых Казахстана и Кыргызстана, они хотели бы проведения в странах проживания политики включающего наследия. Это означает, что

элита страны должна блокировать все попытки мифологизации своей истории, небезвредные для государственности казахов и кыргызов

Сама по себе процедура мифологизации заключается в разделении всей общественной и духовной жизни на два мира: «Мы» и «Другие/Иные», с последствиями в виде национального чванства и т. п.

В этом разделении людей через все сферы жизни происходит и бытовое различение «своих» и «чужих». Результаты этого зависят от уровня и характера развития культуры того, кто мифологизирует мир. Ведь никто не оспаривает, что

есть люди, для которых «своими» являются все представители человечества. Так мыслили Чингиз Айтматов и Мухтар Ауэзов

Но есть также и те, кто «чужих/иных» видит уже за окраиной своего села. От таких людей и культуры стараются уехать подальше.

Насколько способны национальные элиты, находящиеся у власти в Казахстане и Кыргызстане, выстроить политику включающего, а не исключающего наследия – вот вопрос, на который ждут ответа русские.

В зависимости от ответа на этот вызов сложится судьба не только русских, но и формат суверенной государственности Казахстана и Кыргызстана.

© «365 Info», 2014–2019 [email protected], +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter