В нашем обществе началась девальвация ценности высшего образования. Оно все чаще воспринимается как простая, но необходимая формальность. Тем более, что качество отечественного обучения оставляет желать лучшего.
Две трети казахстанцев не возражают, чтобы молодежь училась за рубежом. Но в каждой области цифры разнятся.
При этом у иностранных дипломов ценность, наоборот, возрастает. Однако к образовательной миграции сограждане относятся по-разному. Например, почти половина жителей северного региона считают неправильным, когда молодежь уезжает учиться в другие страны. Возможно, как раз потому что слишком многие учатся в России и не все возвращаются. Но в остальных регионах к таким поездкам относятся более терпимо.
Об этом пишут авторы исследования «Ценности казахстанского общества в социологическом измерении».
В целом их интересовал вопрос не столько образовательной миграции, сколько трудовых отношений как логичного продолжения.
Сейчас часто звучат мнения о двух противоположных тенденциях общественных ценностей. Согласно первому, новые реалии требуют модернизации как общественных отношений, так и личностного мировоззрения. И это уже происходит.
Вторая точка зрения утверждает, что общество на самом деле возвращается к традиционализму. Якобы в преддверии надвигающихся глобальных штормов люди пытаются найти защиту именно в нем.
Похожие вопросы возникают и в сфере трудовых отношений. Что выберет общество — модернизацию или традиционные ценности?
Для ответа исследователи провели соцопрос. И выяснилось, что
люди все же чаще выступают в пользу современных принципов, нежели традиционных
Однако многие заняли промежуточную позицию.
Главная проблема на рынке труда — дисбаланс спроса и предложения
— В сфере трудовых отношений идет активное переосмысление традиционной значимости теплых отношений в коллективе в сторону приоритета ценностей профессионализма (ориентация на современность). 44,5% опрошенных уже придерживаются модернистских взглядов, еще 30,7% – промежуточных позиций, — перечисляют авторы.
При этом на современных позициях чаще стоят сельчане, чем жители городов (49,5% против 38,1%)
Менее всего выражен модернистский настрой среди молодежи, более — у людей старше 40 лет.
Чаще традиционных взглядов придерживаются русские, люди со средним специальным образованием и наемные работники частной сферы.
Доля «модернистов» выше среди бюджетников (52%), промежуточной позиции – среди госслужащих (37%).
В первую очередь выбор в пользу теплых отношений (традиционализм) может быть связан с неуверенностью в собственном профессионализме. Чаще всего это присуще молодым и неопытным.
Портрет казахстанца: зарабатывает немного, но верит в светлое будущее, — социологи
Во-вторых, даже профессионал может ощущать неуверенность по ряду причин и искать чувство защищенности в коллективе.
— Выбор коллектива, где в первую очередь ценят профессионализм, делают либо люди, уверенные в своих способностях (чаще уже зрелые личности, знающие свои возможности), либо те, чей функционал четко обозначен, а занятость стабильна (бюджетники). Либо те, кто рассуждает скорее теоретически, а на деле мало сталкиваясь с работой в коллективе вообще (сельчане), — уверяют авторы.
Авторы сравнили свои данные с результатами российских исследований. Оказалось, что
мы активнее россиян идем к модернистским ценностям
Для проверки готовности к честной конкуренции на рынке труда респондентам предложили две альтернативы:
— Несмотря на крепкие семейные и родственные связи, в вопросе трудовой конкуренции и подбора кадров начинают превалировать современные взгляды. 45,9% считают, что человек должен добиваться профессионального успеха своими силами. Еще 34,5% придерживаются промежуточной позиции, – подвели итоги исследователи.
Сторонников модернистского подхода оказалось больше среди казахов (51,8%), работников бюджетных организаций (54,1%), госслужащих (51,2%).
Чем выше доходы, тем чаще респонденты поддерживают современный взгляд на этот вопрос
Один из маркеров изменений трудовых ценностей – отношение к образованию.
Авторы отметили, что у нас идет некая девальвация ценности образования. Оно часто воспринимается не как ресурс повышения знаний и компетенций, а как необходимая формальность.
Путь наверх: возможно ли пробиться без помощи «агашек»?
— Вкупе с такими распространенными проблемами, как использование связей при трудоустройстве и отсутствие работающих социальных лифтов, это снижает мотивацию к углублению своих знаний и компетенций, — указывают исследователи.
Кроме того, знания выпускников отечественных вузов оставляют желать лучшего.
Однако в мире профессионализм и опыт начинают цениться выше, чем диплом престижного вуза.
Сограждане в этом вопросе разделились примерно на два равных лагеря
48,2% опрошенных считают, что диплом не так важен, как качество полученных знаний. Но 44% с этим утверждением не согласны.
Чаще других о большей ценности знаний, нежели диплома, высказывались и русскоязычные респонденты, а также жители северного региона.
Среди казахов (казахскоязычных и билингвальных) и представителей других этносов, а также сельчан, жителей южного и восточного регионов доля с противоположной точкой зрения выше.
— Общество сегментируется на группы, которые поддерживают две основные стратегии:
— считают авторы.
Также они отметили
возрастающую ценность зарубежного образования, поскольку отечественному до мировых стандартов еще далековато
Две трети опрошенных (66,7%) не против, чтобы казахстанская молодежь училась в зарубежных вузах, возражали только 27%. Чаще других эту идею поддерживали двуязычные респонденты (72,6%). А реже других казахскоязычные респонденты, но в целом и их набралось больше половины (61,7%).
Молодежь мигрирует в Россию за образованием — эксперты
— Билингвы — как группа, которая может одинаково комфортно существовать в двух языковых пространствах — с большей уверенностью оценивает свои возможности и имеет более широкие взгляды на ситуацию с зарубежным образованием, — указали авторы.
Тут значение имеет фактор материального благосостояния: чем ниже доходы семьи, тем реже поддерживается идея обучения за рубежом. Авторы полагают, что причина здесь в дороговизне учебы.
«Государству нужно не эмиграцию сдерживать, а иммиграцию стимулировать» — эксперт
В региональном разрезе почти половина жителей северного региона (в отличие от других) считают неправильным, когда молодежь уезжает учиться за границу.
Возможно, из-за слишком активной образовательной миграции в соседнюю Россию
Продолжение следует