Пока система «социальных лифтов» как способа самостоятельного подъема работает плохо, говорят эксперты.
«Выйти в люди» нынче трудно не только парням из глубинки, но и вообще всем, не имеющим солидной поддержки. Хотя наличие «социальных лифтов» декларируется часто, на деле их эффективность под большим вопросом. Чтобы они на самом деле заработали, нужно что-то менять. Но что именно?
Некоторые эксперты считают, что ответ на этот вопрос следует искать не в очень отдаленном прошлом.
Историк и политолог Булат Султанов считает, что
работа социального лифта начинается с возможности получения образования
Причем для городской, и для сельской молодежи в равной степени.
Для этого совершенно необязательно изобретать велосипед. Достаточно обратиться к опыту недавнего прошлого.
— Молодежь из бесед со старшим поколением имеет представление, какие социальные лифты существовали в советское время. И основной из них – возможность получить бесплатное высшее образование, — полагает Султанов.
Высшее образование в Германии и Казахстане глазами простого студента
Причем независимо от материального, географического или социального положения
Тут роль играли только личные способности.
Второй фактор, вытекающий из первого – гарантированное распределение после получения диплома.
— К сожалению, сейчас у людей из глубинки практически нет возможности получить высшее образование и занять определенное место в иерархической лестнице. Конечно, есть система грантов, но их слишком мало. Есть возможность бесплатного обучения в колледжах, это тоже хорошая вещь, но уже не то, — посетовал Султанов.
https://365info.kz/2018/07/platnoe-obrazovanie-k-chemu-privedut-novye-pravila-kazahskie-smi/
Получение высшего образования облегчалось многими способами. Например, существовали подготовительные факультеты, там учились в том числе и дети из сельской местности, кто не смог поступить, но имел стаж работы. Или те, кто только вернулся со срочной службы.
И на этих факультетах тоже были стипендии и бесплатные общежития
Ну а по окончании вуза самые способные могли уже продолжить обучение в аспирантуре – и тоже совершенно бесплатно. И опять- таки, независимо от социального статуса, получали возможность заниматься наукой.
— Много ли шансов на такое у современного молодого человека из глубинки? Этот вопрос Султанова прозвучал риторически.
Кроме того, ученый припомнил отдельные льготы для получения высшего образования у детей-инвалидов, сирот и многое другое из прошлого, что стоило бы позаимствовать сегодня.
Между тем наличие или отсутствие таковых возможностей напрямую связаны с дальнейшим развитием страны.
— Когда мы говорим, например, о программе «100 школ, 100 больниц», нужно понимать, что это не означает просто построить сто бетонных коробок. Нужно привлечь туда учителей, лаборантский состав и так далее, — говорит Султанов.
Для этого нужно, во-первых, чтобы эти учителя и врачи имелись в наличии. А во-вторых, чтобы согласились там работать. То есть обеспечить их жильем, дать подъемные, предоставить работу не только им, но и членам семей.
Религиозное образование за рубежом – это небезопасно
— Это называется комплексная программа социальных лифтов. У нас такого сейчас нет. Мы можем призывами обклеить все наши госучреждения, но если реально не займемся этим вопросом, никаких лифтов не появится. В моем понимании «социальный лифт» — это дать человеку в руки не рыбу, а удочку. И научить ею пользоваться, — сказал он.
Политолог Султанбек Султангалиев предложил решение вопроса подсмотреть в прошлом.
— В Советском Союзе — конкретнее Казахской ССР — любой одаренный юноша или девушка из простой аульной семьи могли занять высокое социальное положение в обществе благодаря своему уму, таланту и способностям. Самый известный пример — биография первого президента Нурсултана Назарбаева, который, напомню, свою трудовую биографию начинал простым металлургом, – сказал политолог.
Настоящие зарплаты казахстанцев назвали статистики
В современном Казахстане социальными лифтами стали государственная служба, спорт и шоу-бизнес. Продвигаться из малого бизнеса крайне затруднительно. Максимум на что может рассчитывать молодой предприниматель — из хозяина маленькой шиномонтажки превратиться во владельца большой.
— А средний и крупный бизнес стали уже династической сферой деятельности
В ней состояться без наличия родственных связей фактически невозможно. Период первоначального накопления капитала и совмещенная с этим временем эпоха больших возможностей самореализации в предпринимательстве фактически закончились, — считает Султангалиев.
Но в эти сферы молодому человеку надо еще трудоустроиться. Как раз в этом-то и заключается большая сложность. Политика же весьма скромна по возможностям реализации амбиций. В этом случае работает только одна схема — «Жас Отан», затем «Нур Отан» с дальнейшими перспективами продолжения карьеры опять-таки в системе исполнительной власти.
Султангалиев сомневается, что в скором времени мы сможем создать действительно работающие социальные лифты для одаренных людей.
— Но стремиться к этому необходимо и определенные наработки в данном вопросе, безусловно, есть
Например, та же программа «Болашак», которая в 2014 году была признана лучшей стипендиальной программой в мире среди 11 подобных. По данным на 1 июня 2018 года, присуждено почти 13 тыс. стипендий, — сказал он.
К сожалению, политолог так и не нашел конкретных сведений, где и кем трудится большинство бывших стипендиатов. Остается только надеяться, что в нашей стране.
https://365info.kz/2018/04/sredi-bolashakerov-slishkom-mnogo-agentov-vliyaniya-kaznacheev/
Создать эффективную систему только путем администрирования невозможно . Этому помешают, по мнению Султангалиева, коррупция и трайбализм.
— Сложившиеся за более чем четверть века общественные отношения неминуемо искривляюще подправят все реформирование под себя, — сказал он.
Ничего инновационно-новаторского придумывать не надо, говорит Султангалиев. Начинать надо с демократизации общественно-политических процессов, либерализации сферы СМИ и политической системы. И тогда появятся и новые социальные лифты, и сами по себе оживут уже имеющиеся. И это будет выгодно всем – и государству, и элите, и обществу.