18+
Нур-Султан
Сейчас
11
Завтра
14
USD
386.77
+1.35
EUR
427.26
+2.68
RUB
6
0.00

Почему сельчане рвутся в большие города — окончание

1871

У государства нет возможности поддерживать высокий уровень жизни в сельской местности. При этом в культуре четко прослеживается «сакрализация аула как точки высшего развития морали». И когда люди переезжают из села в город, могут возникать противоречия и проблемы.

Фото пресс-службы акимата Алматы.

Какими в итоге станут новые горожане — тоже большой вопрос.

Об этом говорили эксперты на прошедшем накануне круглом столе «Роль мегаполисов в интеграционных процессах на евразийском пространстве».

Окончание. Читайте также первую часть.

Никакой урбанизации у нас нет

Политолог Замир Каражанов уверен, что мы не до конца понимаем «городскую специфику». Город большей частью воспринимается как крупный культурный, исторический и образовательный центр.

Риски и угрозы мегаполисов Казахстана — проблемы и решения

— Но нет понимания, что город — это крупный рынок сбыта. Здесь благодаря большой численности населения проще вести бизнес. Продать продукцию в районном центре или в сельской местности трудно, проще делать это в крупном городе. И чем больше его население, тем легче хозяйствующим субъектам работать, — сказал он.

Каражанов уверен, что когда это понимание придет, тогда изменится и отношение к крупным городам.

— Фактически будет повышаться конкурентоспособность мегаполисов. Кстати, об этом у нас редко говорят, а ведь с этим понятием связывается долгосрочное развитие городов, — сказал Каражанов.

Два Казахстана: население страны живет в параллельных мирах

Экономист Вячеслав Додонов считает, что никакой урбанизации у нас на самом деле нет.

— Если взять обычную статистику по численности городского населения, то в Казахстане в 2004 году его было 57%. И сейчас примерно такая же цифра – 57-58%.

У нас фактически нет роста численности городского населения, то есть урбанизации в Казахстане нет,

— заявил он.

Мегаполисов в Казахстане нет

Вместо урбанизации у нас процесс, который характерен для стран третьего мира – «мегаполисизация». Когда в небольших государствах, как правило, всего 1-2 точечных центра развития. Сюда стягиваются люди со всей страны и из-за границы.

У нас в роли таких центров притяжения выступают Нур-Султан и Алматы

— В них население растет опережающими темпами, в том числе за счет других городов, во многих из которых численность населения снижается. За счет этого межгородского перераспределения общая доля горожан остается стабильной, — отметил Додонов.

Качество населения Казахстана: кто уезжает и кто приезжает?

Далее эксперт напомнил классическое определение мегаполиса, наиболее распространенное сейчас в мире.

Мегаполисы — это города, городские агломерации с численностью более 10 млн населения

Так что на постсоветском пространстве уместнее говорить не о мегаполисах, а о крупных городах. Которые однако тоже могут быть двигателями прогресса и интеграции.

— Если мы вернемся к теме интеграции в рамках ЕАЭС, это четыре основные сферы интеграции: свобода перемещения товаров, услуг, финансов и рабочей силы. Все они непосредственно связаны с крупными городами. Финансы, понятно, всегда сконцентрированы в крупных городах. Трудовая миграция в ЕАЭС также в первую очередь ориентирована на крупнейшие города. И это тоже является связующим звеном в рамках этой интеграции, — сказал он.

Аул как точка высшего развития морали

Политолог Адиль Каукенов рассказал о двух точках зрения на взаимоотношения города и села в мире.

Первая предусматривает доминирование городской культуры, а вторая, соответственно, сельской

Яркий пример первой — Китай.

— В этой стране однозначно победил город, несмотря на периодически вспыхивающие в местном кинематографе фильмы о селе, или в дискурсе воспоминания о деревне, откуда вышли все китайцы. Слышал даже мнение, что в Китае город поработил деревню, и, выкачивая из нее все соки, добился роста, — сказал Каукенов.

Поездки в город опасны для жителей китайских деревень

А вторую точку зрения хорошо иллюстрирует ситуация в Иране. Там можно услышать, что, наоборот, сельский религиозный Иран навязал городу свою идеологию и мысль.

Каукенов считает, что у нас «яркий перевес в сторону аула». Даже в кинематографе налицо некая «сакрализация аула как точки высшего развития морали».

Это священное место, которое ни в коем случае нельзя критиковать

— На мой взгляд, необходимо определиться: понимаем ли мы мировоззрение нового горожанина, кто будет задавать тренд – город или село, и что для нас интереснее – китайский опыт, где наблюдается явная победа города над селом, или иранский? — задался он вопросом.

Однако реальность такова, что малые селения сейчас не выдерживает конкуренции. Молодежь уезжает, а старики умирают.

— Вопрос о том, как адаптировать сельчанина внутри города, если урбанистическая идеология порой считается ниже, чем идеология колыбели. Это серьезная проблема. Даже в самом городе встречается ропот по поводу мигрантов, даже этнически однородных, что они иные и не соблюдают правила. А с другой стороны, город плохой, это асфальт. Мысли в Казахстане на эту тему до сих пор четко не очерчены, — констатировал политолог.