По сей день многое в судьбе жителя Казахстана определяется населенным пунктом, в котором он родился.
Хорошо ли жилось в СССР? Воспоминания очевидцев отличаются значительно,
отмечает политолог Марат Шибутов в материале портала Regnum. Не в последнюю очередь потому, что в полемику вступают жители разных зон снабжения. Их существовало четыре: особая, первая, вторая и третья. И если в особой зоне в магазинах были бананы, то в третьей в магазинах мясо могло появляться раз в месяц и по талонам. Именно
зоны снабжения в сочетании с институтом прописки создавали значительное социальное неравенство в СССР,
причем может быть даже более тотальное, чем при капитализме.
И до сих пор между разными населенными пунктами в Казахстане сохраняется большая разница в уровне жизни граждан — как с точки зрения инфраструктуры, так и возможностей для работы, в сфере медицины, образования и досуга. Подсчитаем, сколько же народа проживает в разных типах населенных пунктов страны.
Классификацию населенных пунктов возьмем из закона «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан», немного ее модернизировав:
Возьмем сборник Комитета по статистике МНЭ РК «Административно-территориальные единицы Республики Казахстан на начало 2017 года» и посмотрим, сколько населенных пунктов имеется в стране:
Сейчас можно объединить поселки и села в одну категорию, потому что количество поселков падает с каждым годом — к примеру, в 1990 году их было 214, идет процесс превращения их в села.
Для расчета численности населения были взяты данные из сборника Комитета по статистике МНЭ РК «Численность населения Республики Казахстан по областям, городам и районам на 1 октября 2017 года». Результаты представлены в таблице.
Для понимания — в Павлодарской области нет городов районного значения. А в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Северо-Казахстанской областях нет городов областного значения. В общем, далеко не в каждой области имеется более или менее пропорциональное представительство всех видов населенных пунктов.
Если посмотреть по долям, наибольшее количество граждан живет в селах и поселках. На втором месте областные центры, потом города республиканского значения. Проблема расселения в Казахстане в том, что нет нормального постепенного перехода между городами республиканского значения и областными центрами и селами.
Образно говоря, население страны живет в двух мирах — в крупных городах, где есть все для успешной жизни, и в селах, где ничего этого нет
Дифференциация слишком велика. Соответственно, основная часть усилий государства должна быть направлена на то, чтобы по уровню жизни подтягивать сельчан к горожанам, прежде всего за счет городов районного значения. Также дело в том, что миграция тем успешней, чем меньше отличаются условия от исходного пункта —
переезд в Астану из села с большой вероятностью приведет к маргинализации, а вот переезд в районный центр будет, скорее всего, успешным
При этом общим местом стало рассуждение об урбанизации, которая якобы происходит в стране. Но возьмем данные за октябрь 2017 года — городское население составляет 57,4% от общего числа жителей страны, сельское — 42,6%. А потом открываем «Статистический ежегодник Казахстана», изданный в 1991 году, на странице 21 и смотрим: в 1991 году городское население составляло 58%, а сельское — 42%. Как видим, никакой урбанизации нет — если понимать под ней процесс роста городского населения.
Но это очень узкое понимание этого термина. В реальности урбанизация — это расширение городского пространства, то есть рост населенных пунктов. Села превращаются в поселки, поселки — в маленькие города, города растут и превращаются в некоторых случаях в мегаполисы.
Как видно,
в Казахстане происходит обратный процесс, то есть рурализация
Количество поселков сократилось в семь раз, городов областного значения стало на десять меньше. Единственные, кто прибавил в числе, это города районного значения, ну и Астана сменила в числе городов республиканского значения Ленинск (Байконур).
С численностью городского населения тоже не все так просто — из 19 областных центров и столиц с 1989 года существенно, то есть больше 50%, нарастили свою численность только восемь городов, четыре города сократили свою численность, а у семи прирост был минимальный. Основной прирост населения у этих 19 городов был за счет Астаны, Шымкента и Алматы — они совокупно составили 74% прироста. Когда вся нагрузка идет на три города, есть большие сомнения в том, что они смогут переработать такой поток. Фактически
в том же Алматы отдельные районы населяют не горожане, а просто перемещенные сельские общины, которые замкнулись в своем образе жизни
Интересно, что у Жезказгана, Аркалыка и Семея произошло падение или стагнация численности населения из-за утраты статуса областного центра, а вот Кокшетау и Талдыкорган, которым этот статус вовремя вернули, показали положительную динамику роста населения.
Анализ социальной структуры через типизацию населенных пунктов — это до сих пор рабочая и интересная модель, которая многое объясняет в миграции и настроениях населения страны, потому что до сих пор степень развития инфраструктуры, не говоря уже о рынке труда, очень различается.
По прогнозам 1991 года Госкомстата Казахской ССР, население Казахстана в 2000 году должно было быть 18 646,9 тыс., в 2005 году 19 666,5 тыс. человек. А в реальности численность населения в эти годы составила 14 901,6 тыс. и 15 074,8 тыс. человек соответственно, то есть разница оказалась 4−4,5 миллиона человек. Распад СССР полностью сорвал все прогнозы и привел к тому, что численность в 18 миллионов человек была достигнута только в 2017 году.
Одновременно был прекращен процесс урбанизации — вместо него начался процесс рурализации. Города существенно потеряли в статусе, а количество поселков уменьшилось в семь раз. Основной прирост населения городов произошел за счет всего трех городов: Алматы, Астаны и Шымкента
Из всего этого видно, что основное развитие страны должно идти за счет увеличения числа областных центров (статус областного центра уже сам по себе точка роста), а также развития городов районного значения. Именно они в первую очередь должны перехватывать поток миграции из села.
Модернизация сознания невозможна без урбанизации, потому что тот рациональный и прагматичный тип мышления, о котором говорит президент Нурсултан Назарбаев, возможен только в городах. А никаких особых усилий по развитию именно городов не происходит — все пущено на самотек.
Источник: Regnum