Современные мегаполисы сталкиваются с рядом потенциальных угроз. И Алматы — не исключение. Политолог Досым Сатпаев выделяет основные: природные стихии и проблемы, связанные с деструктивной урбанизацией и ростом террористических рисков. Создание центров кризисного реагирования способно решить эти опасности.
По словам Сатпаева, возможная угроза стихийного бедствия нависает над Алматы уже давно, но существенных превентивных мер до сих пор не разработано.
— В 2006 году в рамках нашей организации мы издали первое
масштабное исследование под зловещим названием
«Эффект домино. Возможные последствия алматинского землетрясения»
К проекту было привлечено большое количество экспертов: это и представители ЧС, и сейсмологии, и представители служб, отвечающих за демографические подсчеты, а также экономисты и политологи.
Своим исследованием мы безвозмездно поделились с представителями государственной власти, рассчитывая, что какие-то меры будут приняты. Однако, по моим наблюдениям, за 12 лет каких-то серьезных изменений мы не увидели, — отмечает он.
По данным эксперта, в случае 9-бального землетрясения количество жертв может варьироваться от 300 до 500 тысяч. А что будут делать выжившие?
— Печальный вывод многих участвовавших в исследовании экспертов заключается в том, что скорее всего,
выжившие примерно в течение недели будут предоставлены сами себе. Никто мгновенно не придет на помощь
Это иллюзия, что вся страна, включая ЧС-ников, сразу поднимется, ведь многие спасатели сами, вероятно, погибнут. Существует и проблема логистического, инфраструктурного характера. К тому же,
в истории суверенного Казахстана еще никогда не было прецедентов спасения целого города от стихийного бедствия
А помните, какие были казусы и безграмотные действия чиновников при случавшихся локальных природных стихиях? — отмечает Сатпаев.
По его словам, нужно представить случай, когда человек каким-то чудом выжил после землетрясения. Однако, выбравшись из-под завалов, он, скорее всего, не сможет оказать помощь другим, в том числе и своим родственникам. Потому что под рукой у него элементарно не окажется нужных инструментов, хотя бы лома или лопаты.
— Такие случаев в мировой практике огромное количество. При этом эксперты выдвинули интересное предложение:
необходимо при поддержке государства и с привлечением КСК создать места хранения для инструментов
Возможно, эта мера, по сути мелочь, спасет чью-то жизнь, — замечает Сатпаев.
Не стоит забывать и о финансовом ущербе для всей страны, который может принести возможное землетрясение в Алматы. А он для всей экономики Казахстана будет колоссальным.
— В этом случае все наши заявления по поводу вхождения в список 30 развитых стран мира окажутся просто пшиком. Разрабатывая любые программы, нужно всегда учитывать форс-мажорные обстоятельства. Но наши чиновники этого не делают. По официальным данным,
23% всех налоговых поступлений в бюджет страны идет за счет Алматы. В 2017 году это был 1 трлн 331 млрд тенге
А сколько при этом выделили городу на безопасность? Насколько мне известно из официальных источников, сейчас идет сейсмоусиление социальных объектов — школ, детских садов, больниц. Это правильно.
Но что при этом выделяется на жилой фонд?
Очевидно одно: город дает больше, а получает меньше
В том числе и с точки зрения финансирования мер по обеспечению безопасности, — говорит политолог.
Досым Сатпаев отмечает и то, что возникший мощный катаклизм в крупнейшем городе страны способен спровоцировать политические протесты.
— Рост протестных настроений однозначно произойдет. У многих алматинцев родственники живут в других городах Казахстана, и они будут требовать от властей помощи.
Часть выживших превратятся в беженцев, которые будут перетекать в другие города Казахстана, в том числе и в Астану
Когда мы начинаем копаться в таких деталях, возникает еще больше вопросов, — говорит Сатпаев.
Следующие глобальные проблемы больших городов, включая южную столицу, это деструктивная урбанизация и конформация религиозного поля.
— По прогнозам ООН, к 2030 году около 66% населения страны будет проживать в городах. На сегодняшний день доля городского населения Казахстана составляет уже свыше 50%. Согласно официальным цифрам,
в РК ежегодно с 2009 года примерно 60 тыс. человек переезжают из сельской местности в города
И если быть честным, в крупные города люди бегут от безысходности. Они бегут из регионов, где нет возможностей ни с точки зрения образования, ни с точки зрения профессионального развития, — замечает эксперт.
Говоря о социализации в крупных городах, Сатпаев отмечает, что для многих таким источником становятся религиозные структуры. В частности мечети.
— Поэтому мы не должны воспринимать урбанизацию только с точки зрения социально-экономических последствий и демографических трендов. Важно учитывать, что деструктивная урбанизация изменяет коммуникационное поле.
Вокруг крупных городов возникают так называемые «пояса шахидов»
И это создает благоприятную среду для распространения радикальных идей, в том числе и террористического толка, — утверждает политолог.
Между тем, как при природных ЧС, так и при терактах вырисовывается новая проблема. Это коммуникационный сбой и коллапс в сфере антикризисного менеджмента.
— Вспомните события 2016 года, когда произошел теракт в Актобе, а затем в Алматы. Тогда коммуникационный сбой был налицо.
Доходило до того, что разные силовые структуры выдавали противоречивую информацию, что порождало панику и слухи
Чиновники нарушили принцип «золотого часа». Как показывает практика, многие ЧС разного масштаба в регионах республики демонстрируют коммуникационный и организационно-управленческий сбои. Многие чиновники на местах не знают, что делать. Поэтому
на случай возникновения коммуникационного или управленческого кризиса должна быть так называемая «черная папка»,
в которой должен быть прописан четкий алгоритм антикризисных действий. И «папка» эта должна находиться в открытом доступе, чтобы каждый желающий мог ознакомиться с ее содержимым, — утверждает Досым Сатпаев.
Эксперт выделяет несколько коммуникационных недоработок властей с населением. Во-первых, казахстанские чиновники до сих пор не научились работать через социальные сети.
— Нужна оперативность в работе с населением. Если в течение нескольких часов после события вы молчите, вас отодвинут другие источники информации. Не стоит забывать и о тактичности:
сколько раз на вопрос о том, что происходит, звучала грубость
Для сравнения: в США, если происходит ЧС, уже через час собираются представители полиции, местной мэрии и федеральных служб. Они включаются в коммуникационную волну и объясняют, что произошло. Такую практику нам надо взять за основу, адаптировав под казахстанские реалии, — говорит Сатпаев.
По его мнению, в городах республиканского значения необходимо создать центры ситуационного моделирования и антикризисного управления, где будет сформирована новая модель взаимодействия между городскими и региональными властями и общественностью.
Члены центра — представители властей, общественники, представители ДЧС и ДВД, руководители коммунальных служб — должны работать над повышением доверия к деятельности городских и региональных властей в сфере мониторинга и ликвидации ЧС. А также нейтрализовать факторы, способствующие возникновению слухов и паники при ЧС.
— Статус таких центров — консультативно-совещательный. Большого финансирования их создание не потребует. Думаю, будет немало энтузиастов, которые захотят поучаствовать такой в работе. Единственные расходы, которые могут быть, это создание методических пособий и приложений, которые можно будет распространять в соцсетях.
Центры должны проводить встречи дважды в месяц, и на каждой из них необходимо вести обсуждения по отдельному виду возможных ЧС. Это и селевые угрозы и землетрясения, паводки и террористические атаки, — заключает Сатпаев.