Продолжение исторических писем, найденных автором в частном архиве. На этот раз речь идет о хазарах.
Опять пожаловал ко мне Садык ага, все дела у него, да дела. Но, как мне кажется, нужно иногда остановиться, передохнуть и оглядеться. Потому что в жизни кроме поиска хлеба насущного да погони за богатством есть иные ценности.
Скажу тебе, сын: богатство, деньги даются не всякому, как это ни странно звучит, они попадают в те руки, к тому человеку, а главное сохраняются и приумножаются у того, кто как раз для этого родился.
https://365info.kz/2019/07/kto-zhil-na-territorii-kazahstana-do-kazahov-chast-4
Отсюда вытекает еще одна истина: главное для мужчины — найти свой путь в жизни, потому что если ты пойдешь по другому пути, не по своему, то ничего путного не получится. Вот о чем нужно просить Аллаха.
Но об этом как раз свидетельствует история. И таким людям, как Садык, иногда полезно заглядывать в исторические трактаты. Полистать их, перечитать некоторые места. Может, ты дашь ему когда-нибудь эти письма, пусть ознакомится на досуге.
Поговорим о хазарах, которые в свое время построили мощную державу, но затем канули в Лету. Почему это произошло и вообще, почему некоторые народы и государства живут очень долго, а другие, вспыхнув на историческом горизонте очень ярко, подобно большим звездам, быстро гаснут?
Трудно дать на это однозначный ответ. Может быть, дело как раз в том, что
они не пошли по пути, который им был предначертан Всевышним?
Возможно, история хазарского племени даст нам ответы на эти вечные вопросы.
Упоминания о хазарах и родственных им болгарах и племени савир появляются где-то в 6 веке нашего времени. Источники тут в основном греческие и армянские. И вот какую картину из всего этого можно сложить.
Примерно в середине четвертого века на Восточную Европу обрушились гунны. В 370 году они заняли Приазовье, Причерноморье и заполонили Центральную Европу. После развала гуннской державы в восточноевропейских степях остались осколки племен, которые и составляли костяк гуннской империи.
Вот их названия — акациры, барсиры, сарагуры, уроги, оногуры, савиры, авары, утигуры, кутригуры, болгары, хазары. Вся эта пестрая смесь активно участвовала в политической и, конечно, культурной жизни того времени. Они использовались как наемники византийцами, иранцами. Воевали друг с другом, смешивались, создавали военные союзы, которые тут же распадались.
Культурные элементы передавались от племени к племени, происходило взаимопроникновение всего этого. И постепенно среди этой массы кочевников стал выделяться один народ, который сегодня известен под именем хазар. Они медленно, но верно начали занимать среди степняков первые позиции.
Но как раз в это время на мировой арене появляется новая военная сила — мощный Тюркский каганат, который заставил считаться с собой все крупные империи того времени: Византию, государства Западной Европы, Персию.
Затем Тюркский каганат начал кровопролитную войну с Ираном, вовлекая в нее подвластных кочевников, в том числе и хазар, но неожиданно уже в самом каганате началась смута. Хазары и другие кочевые племена поспешили выйти из власти тюрок, которые сами вынуждены были уйти из Предкавказья.
После всех этих событий одно за другим на опустевшем месте начали возникать новые государства. Одно было создано болгарским ханом Курбатом — Великая Болгария. Но после его смерти началась война с хазарами, которые попытались присоединить оставшуюся без предводителя страну к своим владениям. И это им вполне удалось. Но, как известно,
часть болгар, под предводительством хана Аспаруха, откочевала на Дунай, зато другая успешно влилась в состав хазаров.
Возвышение Хазарского каганата привело к тому, что эта военная сила стала мишенью для интриг византийских политиков. Началось это в 711 году, когда хазары помогли захватить византийский императорский трон армянину Зардану, который получил по восшествию на него имя Филипп.
В результате хазары стали ближайшими союзниками византийцев и начали активно сотрудничать с ними в своей борьбе против арабов, появившихся в то время в прикаспийских степях и Закавказье.
Но начавшаяся война с арабами закончилась полным поражением хазар в 713 году,
а их кагану пришлось выполнить оскорбительное условие мирного договора, при котором он принимал мусульманство
Однако это не было поражением Хазарского каганата.
Началась длительная война, которая принесла с собой все невзгоды военных времен. Разбои, угоны в рабство, грабежи. Поэтому часть хазар переселилась в волжские, донские и донецкие степи. Также постепенно донские и приазовские болгары вынуждены были оседать на той же земле и переходить к оседлому образу жизни.
Тогда же в результате противодействия вмешательству арабской культуры на всей территории Хазарии был принят единый тюрксий язык, была даже принята единая руническая письменность, и началось массовое разделение на различные сословия.
По этому поводу арабский очевидец Истахри в 10 веке пишет, что Хазары делились на «белых» и «черных». Таким образом он полагал, что это деление было по цвету кожи. «Черные хазары» обладали почти черной кожей, а «белые» — необыкновенно красивой внешностью и даже бледностью.
«Черные хазары» считались поданным населением, а «белые» были свободными гражданами. Вполне возможно, сын мой, что этот араб ошибался. Если вспомнить наших «ак суек», в смысле «белая кость», иначе говоря, высшую аристократию, то,
скорее всего, речь шла не о цвете кожи, а о социальном положении в обществе
Хотя вполне возможно, что часть «черных хазар» сохранила свою характерную для тюрков внешность, а «белые хазары», по большей части смешавшись с европеоидным населением, немного изменились и стали даже похожи на них. Но это лишь мои догадки.
Остановились мы на делении хазар «белых» и «черных». Пока был небольшой перерыв между написанием тебе писем, мне пришла в голову такая мысль: может быть, где-то этот араб Истархи прав. Если брать бедняков, которые целыми днями находились на солнце, в степи, в пустынях, и аристократов, проводивших целый день в своих дворцах, в прохладе у фонтанов, то, конечно, кожа у них будет разного цвета.
Древней столицей Хазарии был город под названием Беленджера. Как считается, он находился в районе реки Сулак. Другим древним городом Хазарии был Семендер. Считается также, что город Семендер вначале принадлежал Ирану, но потом был отвоеван хазарами. Мощные стены и укрепления других городов-крепостей находят и на реках Акташ и Терек. Но с возрастанием экспансии арабов города пустели, зато возникали новые.
Одним из таких больших городов Хазарии стал город Итиль — это была новая столица Каганата. Впрочем, бывшие кочевники свои привычки не бросали, и по весне сам каган и его приближенные с удовольствием отправлялись на летние кочевья-джайляу.
Город Итиль состоял из двух частей – дворца, построенного на острове и большого поселения, соединенного с замком плавучими переправами. По некоторым данным, в этом городе, который утопал в зелени и садах, жило до 100 тысяч человек.
Другим крупным городом Хазарии был Саркел (можно перевести как «Светлая крепость» или «Желтый город» — «Сары кала»). Согласно запискам уже знакомого тебе императора Византии Константина Багрянородного, город был построен в 9 веке. Исторические свидетельства того времени подтверждают, что города Хазарии имели оживленные торговые связи с другими городами Закавказья.
Но вместе с этими большими поселениями появлялись и поселения поменьше. Такова известная всем Таматарха, русские называли этот город Тмутаракань. Сегодня слово «тмутаракань» стало синонимом заброшенного, захолустного уголка земли (так же как слово «сарай», обозначающее обычно какой-то склад, а ведь на тюркском слово «сарай» означает не что иное, как «дворец»). А раньше
это был один из самых крупнейших перевалочных пунктов, где пересекались морские и сухопутные пути
Этот город был построен на месте античной Гермонассы. Неподалеку от Таматархи находился еще один крупный город под названием Фанагория, но в начале 9 века он был разрушен печенегами, о которых я тебе писал и больше никогда не возрождался.
Через земли каганата проходили значительные торговые пути. Таким образом, не только торговля, но и охрана этих дорог была прибыльной частью экономики Хазарского каганата. Кроме того они получали дань с подвластных им племен. Вначале дань платили хазарам только племена на Северном Кавказе, а также оседлое население Боспора. Затем они стали требовать денег со славянских племен. Об этом факте сообщают русские летописи:
«Хазары брали дань с полян, и с северян, и святичей, брали по серебрянной монете и по белке от дыма». Помимо славян данью были обложены и болгары, и сувары, и черемисы и прочие племена. Волжская Болгария оставалось долгое время практически вассалом Хазарского каганата вплоть до его гибели.
Интересным, сын мой, было устройство Хазарского каганата. Каганом мог стать только хазарин-тюрок. И в отличие от многих степняков, которые во время своих завоеваний часто убивали властную верхушку и аристократов порабощенных народов, хазары никогда этого не делали.
Например, по сообщению летописей, были сохранены жизни знатных болгар и аланов. То есть они, имеется в виду порабощенные артистократы, практически ничего не потеряли, войдя в состав Хазарии. Но когда власть каганов пошатнулась именно в период арабо-хазарских войн, то у них мгновенно появились соправители из числа болгарских ханов.
Наверное, такая мягкость по отношению к своим противникам была исторически не оправдана. В арабских источниках об этих соправителях сказано, что они назывались хакан-бек, иша или шад. Получается типичная история с подставными правителями, это когда на троне находится хазарин-тюрок, а на самом деле правит всеми делами шад.
Такое стало возможным в Великой степи при Мамае, который был простым темником, но управлял Золотой Ордой от имени чингизидов. Впрочем, в истории таких примеров множество, и не только у тюркских племен.
Религиозная обстановка в Хазарском каганате была вполне терпимой. Например, в суде применялись разные законы. Христиан судили согласно христианским законам, мусульман — мусульманским, а иудеев согласно Талмуду. К язычникам же применялись меры обычного права.
Но в конце 8 века обстановка сложилась такая, что нужно было принять какую-то основную веру, чтобы она стала объединяющей для всего народа. Так часто происходило в истории, например с русскими или многими другими государствами, оставшимися после развала империи чингизидов.
Вначале хазары-тюрки попытались заменить разнородные религии одной — поклонением Тенгри. Ты знаешь, сынок, что поклонение Великому Синему Небу было отличительной чертой практически всех тюрок,
это была древняя религия Великой Степи
Но по каким-то причинам, скорее всего внешним, каганы Хазарского каганата приняли решение стать иудеями. Это вообще очень интересный вопрос, и, наверное, требует отдельного разговора.
Еще никогда ни один тюркский народ не принимал иудейской веры. Были среди тюрков и буддисты, и тенгриане, о чем сказано выше, и христиане, и мусульмане, но чтобы они приняли иудаизм, это что-то из ряда вон выходящее.
Возможно, это было сделано в отместку христианам Запада, которые наступали постоянно на Хазарию и не только в физическом смысле. Например, в Крыму была учреждена Готская митрополия, в нее входило семь епископств.
Однако постоянные споры хазар с византийцами не стали хорошим поводом для принятия ими христианства. Так же и арабы были им ненавистны, которые, как известно, насаждали огнем и мечом веру в Аллаха. Соответственно, принятие иудаизма произошло при кагане Обадии, который правил в 786-809 годах.
Примерно в середине 10 века один испанский придворный калифа Абдаррахмана Третьего Хасдай ибн Шафрут написал правителю Хазарского каганата престранное письмо.
Дело в том, что в то время по многим странам известного тогда цивилизованного мира распространялись невероятные легенды о хазарах. В том числе существовала и такая, подкрепленная множеством доводов, что не тюрки, а иудеи основали Хазарский каганат. Тогда любознательный подданный испанских арабов не выдержал и написал послание в неизвестность.
Но волею судьбы каган Хазарии того времени получил это послание и, мало того, даже ответил на некоторые вопросы, содержащиеся там. Это действительно уникальный документ, в котором сам хазарский правитель, подражая, возможно, некоторым византийским просвещенным императорам, рассказывает о своем государстве и народе.
Начинается повествование с этнического определения хазар. Иосиф относит свой народ к легендарному народу из рода Тогармы, который был, согласно библейским сказаниям, сыном Иафета.
В древнееврейской литературе все тюркские народы именовались Тогармой или Тогаром. Как тут не вспомнить, сын мой, знаменитого печенега Тугарина, ставшего синонимом зла в русском фольклоре. Тогарма и Тугарин, не правда ли, созвучие есть? ( Это я так, к слову.)
Каган же Иосиф называет себя «царем Тогармским», подчеркивая таким образом, что его власть простирается не только над Хазарами, но практически над всеми тюркскими племенами и народами. Хазары вообще считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата, собственно даже их правители назывались не иначе как «Каган».
Затем следует переход к истории собственно хазар. Выясняется, что сначала предки хазар были малочисленны и слабы. И постоянно вели войны с народами, которые значительно превосходили их по силе. Но, согласно письму Иосифа, «с помощью Божьей» хазары смогли победить и завоевать их территории.
Иосиф даже называет этот народ, название звучит довольно странно — «В-Н-Н-Т-Р», впрочем, некоторые историки полагают, что
это название на самом деле транскрипция на древнееврейском названия болгарского племени онгуров, возможно, хонгуров, а вероятнее, хуннов или гуннов
Но это только предположение. Еще там обитали племена так называемых утригуров, тоже вполне ложится в древнееврейскую транскрипцию.
Далее Иосиф пишет об общественных отношениях, о быте хазар, об экономике страны. Каган указывает, что каждый род в каганате имеет наследственное владение, в котором и протекал полуземледельческий-полукочевой вид хозяйственной деятельности.
Дождей в Хазарии выпадает не очень много, сообщает он своему далекому посланнику, соответственно, уточняется далее, все поля, сады и виноградники в каганате орошаются из рек. Земли настолько тучны и плодородны, что тут много разных садов и так далее.
В глубоких реках водится много рыбы, которую добывают в больших количествах. Затем каган Иосиф начинает перечислять размеры страны, ее местоположение и политическую роль в контексте политики того времени.
Тут историки начинают спорить по поводу этих данных. Некоторые утверждают, что каган Иосиф специально преувеличил размеры государства хазар, потому что, судя по письму его восточная граница проходила вдоль Кавказского хребта, а западная — по Крыму. Сюда же он включает днепровские и донские стeпи.
Интересный вывод делают некоторые историки о причинах кончины, падения и исчезновения этого мощного государства тюрок — Хазарского каганата.
Некоторые упирают на то, что
именно принятие иудаизма способствовало такому плачевному концу
Может быть, это действительно так, потому что аристократия и приближенные кагана, принявшие религию евреев, оторвались и отдалились от своего основного населения, которое, судя по всему, продолжало верить своим Богам.
А тем временем внутри самих «белых хазаров» началась борьба за власть. Возможно, именно в этом кроется причина гибели Хазарии. Мы, наверное, никогда не сможем узнать это и восстановить полную картину упадка и исчезновения Хазарского государства.
И все же, если говорить о религиозных причинах распада каганата, то они имелись. В частности, все те, кто не принял иудаизм, объединились в одну силу. Туда входили, например, христиане, которые были возмущены репрессиями против христиан Крыма. После того, как по приказу кагана была уничтожена Готская митрополия.
И тогда Крым немедленно был присоединен к Византии. А с тех пор вообще Византия превратилась в злейшего врага Хазарии. Начались трения и с мусульманами.
Сообщается, например, как в отместку за разрушение синагоги в одном из мусульманских государств был разрушен минарет в столице Хазарского каганата Итиле. Все эти действия не прибавляли «белым хазарам” популярности в среде «хазар черных». И также простого населения соседних стран. А потом пришла новая напасть.
Вначале в Хазарию хлынули венгры, которых в то время называли баджгарды, считая их родственниками башкир. А затем из таинственной страны Ливедии на Хазарию напали печенеги.
Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 2
Я уже писал тебе, сын мой, об этом периоде возвышения и падения печенегов, так что не буду подробно останавливаться на этой истории. Скажу лишь следующее: более ста лет продолжалось возвышение, а потом расцвет Хазарского каганата. Но затем государство начало медленно угасать.
О некоторых возможных причинах я уже говорил. Но может быть, причина заключалась в том, что хазары просто должны были уйти с исторической арены? (На смену им пришли венгры и печенеги — это непрерывный процесс.) Решительный же удар, как считают историки, по дряхлеющей и разваливающейся на части Хазарии нанесла именно Русь.
В этом письме хазарского кагана Иосифа, есть интересное место. В частности он пишет о том, что защищает мусульманский мир от русов. От них же хазары, возможно, и пали. В конце 9 века князь Олег присоединил земли, платившие дань хазарам, к своим тeрриториям. А затем уже князь Святослав постоянными набегами нарушил, а потом и разрушил жизнь в каганате.
Потом пришел черед гузов и других кочевников. А в самом конце 9 века сын Святослава Владимир, заключив союз с гузами, напал на Болгарию. А потом на хазар, на которых он наложил контрибуцию.
Вспомни, сын мой, что пишет великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин о том времени. О князе Олеге, об отношении его с хазарами:
«…их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам…»
Знал, стало быть, поэт историю тюрков.
Последним всплеском отчаяния хазар было обращение к Хорезму с просьбой о помощи. Но те выставили свое условие — принять немедленно мусульманство. Хазары некоторое время состояли на службе у Хорезма. Хотя их помощь, может быть, только растянула на некоторое время смертные судороги каганата.
Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 1
С того времени хазары уже перестают упоминаться в летописях. Хотя еще в 11 веке русские письменные источники говорят о хазарах. Упоминая их, как участников заговора против русского князя.
И все же считается, что некоторая часть хазар дожила и до 15-16 веков. Достаточно вспомнить, что в Италии Крым долго звался Хазарией или Газарией.
Продолжение следует.