Исторические письма были случайно найдены автором в частном архиве. Автор статьи не берет на себя ответственность за нюансы, которые, возможно, не совпадают с общепризнанной версией истории…
Интересный документ я обнаружил в одном частном архиве Петербурга несколько лет назад. Работал там по заданию одной газеты, выискивая материалы для статьи.
Совершенно случайно среди газет за прошлый и позапрошлые века мне попалась большая желтая папка. Я хотел переложить ее на другую полку, но неожиданно ветхие тесемки лопнули, и практически истлевшие, нестандартной формы листочки разлетелись по закоулкам тесного хранилища.
Пока я вместе с работниками архива собирал, ползая на коленях, эти исписанные мелким, но почти каллиграфическим почерком страницы, успел проскочить глазами несколько абзацев. Этого хватило, чтобы они меня заинтересовали.
Позже, когда папку водворили на место, я попросил ее на некоторое время с собой в гостиницу. И, о чудо! Оказалось, что эта папка вообще бесхозная, она даже не имела инвентарного номера. За бутылку коньяка я вообще мог делать с ней все что угодно и даже забрать с собой! Так и сделал.
Когда я пришел в свой номер и начал читать документы, понял, что передо мной настоящее сокровище.
Это были документы частного характера, датируемые примерно концом девятнадцатого века
К сожалению, начало этих записок, а также их некоторая часть отсутствовали. Но все же я составил некое представление о написанном.
По всей вероятности я держал в руках некие письма казахского, как тогда говорили «кыргиз-кайсацкого», довольно продвинутого интеллигента. По всей вероятности, он проживал и скорее всего учился в конце 19 века в одном из городов царской России.
А письма эти предназначались его сыну. Но имен этого казаха и его сына я так и не узнал. В «Письмах» они отсутствовали. Позже я пытался навести кое-какие справки. Мне было очень интересно узнать, как эти письма, адресат которых находился в далекой колониальной Азии, и судя по всему, все же получил их собственноручно, опять попали в европейскую часть Российской империи. И кем все-таки был этот таинственный отправитель?
По довольно расплывчатым объяснениям я понял, что в свое время они были куплены собирателем архива в Казахстане у неизвестного. Больше ничего выяснить не удалось.
А теперь о самих письмах, которые, как мне кажется, можно назвать именно записками. И которые по-своему уникальны.
Во-первых, подобного рода документов у нас сохранилось немного. Они свидетельствуют о том, что казахская интеллигенция 19 века обладала оригинальным взглядом на мировую историю. Пусть хотя бы даже на некоторую ее часть, тем самым вполне осознавая роль своего народа и вообще кочевых народов в истории человечества.
Во-вторых, это еще и своего рода уникальный литературный памятник того времени. Подобного просто не существует в исторической литературе Казахстана конца 19 века.
Я назвал этот маленький шедевр «Степные истории», или » Письма к сыну». Хотя название может быть и не оригинально, зато точно отражает суть.
«…я понимаю, что не всегда у тебя руки доходят до моих писем, но ты должен понять, сынок, одно: эти письма не просто обращение тоскующего в вынужденной разлуке отца. Таким образом я хочу дать тебе хоть некоторое представление о тех племенах, которые обитали в Великой степи многие сотни лет назад и, возможно, были нашими предками. Хотя того, что мы были с ними одной крови, уже достаточно, чтобы ты знал о них. Почему же ты сам не нашел время мне ответить? Но продолжу.
Интересно, что даже некоторые
древнеславянские легенды говорят об этих племенах-обрах, как о неких мифических великанах громадного роста,
способных на выдающиеся поступки.
Попытаемся отбросить все исторические напластования и вспомним, кто же такие эти обры. А ведь если быть более точным, речь идет об аварах. Здесь, в Москве и Петербурге, среди историков существуют разные взгляды и мнения по этому поводу. Впрочем, не буду утомлять тебя, сынок, вот моя версия.
Еще Византийский летописец 7 века Феофилакт Симокатта писал (как ты помнишь, я уже упоминал его имя в одном из своих предыдущих писем), что авары – это, возможно, вовсе и не авары, а племена, которые на самом деле назывались уары, или вары, или ханни, или жужани.
По этому поводу тоже есть ряд версий. Некоторые считают, что племенные союзы древности специально
принимали имена более могущественных племен, чтобы таким образом устрашить противников
По некоторым же мнениям, суть такого странного переименования целых родов, племен и даже народов лежит совсем в другой плоскости. А именно — в мистических воззрениях степных кочевых народов (степняки верили, сегодня в это верят и наши с тобой близкие родственники), что изменив имя, можно в корне изменить судьбу человека и даже целого народа.
Этот аспект, как мне кажется, вообще требует особого освещения. Но продолжу об аварах, потому что другие историки утверждают, что они как были аварами, или варами (не отсюда ли вполне известное всем слово «варвары”?), так ими и остались.
Есть очень интересная гипотеза, что они вышли из Центральной Азии, а по другой — из Средней, и носили самоназвание жуань-жуани. Я склоняюсь к последней версии. Жуань-жуани — знаменитое тюркское племя, которое еще называли жужани и которое в 4 веке создало Жужанский каганат в Центральной Азии. Затем они были разбиты своими же пленниками алтайскими тюрками. Пострадали авары в свое время также и от гуннов.
Соответственно, чтобы укрыться от беспощадного врага, бежали они в поисках убежища через всю степь, преследуемые бывшими вассалами, во главе которых стоял Истеми-каган. По некоторым сведениям, Атилла, а значит и гунны, являются все же родственниками жужаней, хотя и воевали с ними.
Возможно, об этом хорошо знали авары, прежде чем появляться в местах, на которых раньше паслись гуннские скакуны, которыми беспощадно и жестоко правил сам Атилла. Но у нас еще будет об этом подробный разговор.
Так вот, византийский летописец Симокатта сообщает, что аварские посланцы впервые посетили Европу в 558 году. Они были настроены очень миролюбиво, нижайше просили «дать им кров и приют, а также кусок земли, чтобы прокормить лошадей, жен и детей». Это обращение было сделано к аланскому правителю Саросию, которого они просили о содействии и ходатайстве перед византийским императором Юстинианом.
По всей вероятности, были сделаны соответствующие подношения, а также использованы другие дипломатические приемы. Они затем открыли дорогу посольству в Константинополе, которое возглавлял авар по имени Кандик. Обрати внимание, сынок, на звучание имени «Кандик»
Прямо как у нашего дяди Кандыка, которое переводится и как «кровавый»
Но не буду задерживать твоего драгоценного внимания на таких мелких деталях. Хотя скажу тебе, сын мой, что иногда именно детали играют наиглавнейшую роль во всех делах и начинаниях, в том числе и в истории.
Появление авар в византийской столице наверняка вызвало настоящий переполох. Есть описание въезда этого посольства через городские ворота, которые назывались Золотыми, потому что были сделаны из золота. Вернее, обиты золотыми пластинами, что производило впечатление на многочисленные посольства и делегации, прибывавшие в Константинополь в поисках мира и войны.
Описываются одеяния аваров. Летописец откровенно восторгается прическами кочевников, подробно описывает их головные уборы, а также конкретизирует, что в длинные волосы вплетены цветные ленты. Правда, сегодня, если бы ты или я стали вплетать в волосы цветные ленты, нас бы засмеяли.
Почему именно Византия была целью посольства аваров? Я уже подробно описывал тебе в предыдущих письмах и Древний Рим, и историю возникновения Византии, так что не будем останавливаться на этом вопросе. Напомню только, что именно Византия в том далеком 6 веке во многом определяла пути развития Запада. Впрочем, как и всего известного в то время мира.
Термин «Византия» включает в себя не только огромный город Константинополь, это как бы некий сгусток, выражение, суть современной цивилизации тех времен. И дороги Степи просто обязаны были проходить через этот нерв, где сплеталось все — мировая политика, торговля, культура, экономика, искусство. Поэтому немудрено, что все ответы гонимые по миру авары пытались найти именно в том «золотом» могущественном городе.
В то время, да будет тебе известно, если мы отвлечемся от Византии, именно король франков Теодеберт создал довольно мощную державу и в союзе с лонгобардами и гепидами возжелал выступить против Византии. Забегая вперед скажу, что этим планам не суждено было сбыться. Коварство византийских политиканов, богатство их правителей, способность покупать целые армии, а также, видимо, поддержка их Бога и духов предков — все это долгое время делало Византию самым могущественным центром тогдашнего западного мира.
Примерно в это же время произошло переселение части славянских племен, которые тоже представляли серьезную опасность для Золотого города. Тем более, что славяне вступили в союз с другими кочевыми народами, известными под именем кутригур, жившими в северном Причерноморье. Все эти обстоятельства и заставляли Византию лавировать и снисходить даже до таких варваров из Азии, как авары, которых можно будет использовать как пушечное мясо. Разве много им надо, этим номадам?
Чуть-чуть золота, китайского шелка да дикого поля…
В одном византийском документе, в котором рассказывается о разных посольствах многих государств, обнаружилось упоминание о посольстве Кандика:
«К тебе пришел народ авар, наибольший и наисильнейший из народов. Он может легко отбить и уничтожить врага, поэтому тебе выгодно заключить союз с аварами. В них ты обретешь надежных защитников”.
На словах может быть было сказано «помнишь Атиллу? Так вот, мы новые «атиллы», пользуйся нами».
Довольно интересный документ, не правда ли, сын мой?
С одной стороны, авары отчаянно нуждались в каком-нибудь союзнике, убегая со своих вольных угодий, которые захватил там, в Центральной Азии, беспощадный враг. Их лошади требовали длительного отдыха, воинов осталось уже немного, женщины должны были рожать мальчиков, которые потом составят новую славу аварскому оружию.
С другой — в послании не чувствуется подобострастного поклонения перед величием и мощью Византии. Император, наверное, это оценил. Авары были обласканы, как только это могли делать изощренные в тайных интригах византийские политики,
а затем брошены в самое пекло войны
Но что было потом, я напишу тебе в другой раз».
«Так уж получилось, сын мой, что некоторое время меня не было в Санкт-Петербурге, дела заставили отбыть в Москву на перекладных. Из-за всей этой оказии наша переписка немного застопорилась. Все равно рад, что получил наконец-то от тебя весточку. Скоро в Степь возвращается твой кайнага, передам все через него. Но спешу возвратиться к нашей истории.
В прошлый раз я закончил свое письмо на том, что Византия приняла аваров в свои союзники. Сегодня хочу немного остановиться на названии племени. Может быть это действительно были те самые племена, которые сегодня некоторые называют жуань-жуанями.
Интересная деталь, сынок: один мой товарищ по курсу обратил как-то внимание на то, что известная Бавария, если убрать одну букву «Б», становится просто «Аварией”. Иначе говоря, место, где проживают или проживали авары.
Венгрию также часто называют не иначе как Хунгарией, то есть страной Гуннов. Я хочу тебе разъяснить, что названия тех или иных стран и поселений хранят в себе столько тайн, что тебе тоже достанется их разгадывать. Время твое еще придет.
Итак, византийский император склонил авар (наверное, оставив в качестве живого залога их жен и детей) к союзничеству, «воевать земли кутригур и восточных славян».
Хотя авары были настоящими номадами — а номады — это воины, а не землепашцы — и их удел война. Об этом я уже рассказывал тебе в предыдущем письме. И вполне возможно, выхода у них другого не было. Сражения шли вполне успешно, но по каким-то причинам завоеванные земли аварам не понравились.
После им были предложены земли на территории современной Сербии, но и они их не устроили. В качестве награды авары попросили возможность кочевать в местечке Добруджу, лежавшем вдоль дунайских берегов и вполне пригодном для ведения кочевого образа жизни.
Бескрайняя ковыльная степь, чистая вода, богатая охота
Казалось бы, теперь можно спокойно кочевать, рожать детей и умножать скот. Но это было всего лишь временной передышкой.
1 апреля 568 года считается последним днем пребыванием лангобардов на территории Древней Паннонии. Спустя сутки они тронулись с насиженных мест, оплакивая свою участь и оставив эти земли аварам. Со временем они создали в Северной Италии Лангобардское государство, которое теперь называется просто Ломбардией.
Возможно, эти территории были отданы в результате кровопролитной войны с гепидами, где
главной военной силой стали именно авары, которых призвали на помощь сами лангобарды,
воевавшие с этими германскими племенами. Интересно, что совместные действия лангобардов и аваров привели к полному уничтожению гепидов.
В одном из сражений этой войны, сообщают летописи, погиб и король гепидов Кунимунд. Но еще за несколько лет до этих перемен произошло событие, которое и заставило аваров искать новые методы пополнения своей и без того скудной казны: император Византии Юстиниан Второй прекратил выплаты аварам, обещанные за службу.
Итак, закрепившись наконец на новой территории и найдя ее вполне пригодной для вольного жития, авары приступили к созданию своего государства. Никто им в этом не мешал. Аварский каганат получил и своего кагана — имя его хорошо известно, это Баян. Помнишь, сынок, нашего нагашы Баяна, он носит гордое имя первого предводителя Аварского каганата и не знает об этом. Ты его просвети.
Этот каган Баян был действительно умным, храбрым и дальновидным политиком. Византия и персы, как всегда, враждовали между собой, используя в своих кровопролитных стычках мелкие племена. Тут-то как раз и проявлялась во всей красе изощренная византийская дипломатия.
В то время аварам уже были подвластны племена кутригуров, тарниахов, забердинов. Часть южно-русской степи они считали своей вотчиной. Вот на этом фоне шла непрерывная война между византийцами и персами. Все это благоприятствовало аварам.
В союзе со славянами в конце 4 века они производили опустошительные набеги на земли, лежавшие ниже по течению Дуная. Это была земля, находившаяся уже под протектором Византии. Но после победы над персами в 591 году грекам удалось все же потеснить аварских воинов с этих балканских земель.
Но возвращаясь к легендарному кагану Баяну, упомяну, что сохранилось его послание византийскому императору, бывшему сюзерену:
«Я таких людей пошлю на римскую землю, потеря которых не будет для меня чувствительна, хотя бы они совсем погибли»
Вот в этом очень маленьком, но очень характерном послании умещается вся идеология древних тюрков. Это безграничная власть кагана. Наверняка он говорил так, потому что был уверен: смерть для его подданных номадов ничто. Так как после смерти им обеспечено дальнейшее существование вместе с духами своих предков — аруахами на бескрайних небесных благодатных кочевьях.
Иногда идеология, убеждения и вера побеждают тысячи хорошо вооруженных батыров,
которые ничего не могут с этим поделать.
Итак, войска аваров под предводительством кагана Баяна уже стали «воевать” сам Константинополь, куда недавно еще с таким трепетом входили их послы, опустив очи долу.
Правда, нужно отметить, что это были не очень удачные набеги. Константинополь они так и не завоевали, только нагнали страху на греков. Не получилось у них, потому что в определенный момент византийцы перекупили наемников, воевавших на стороне аваров. И те тайно покинули военный лагерь.
Война в то время была делом вполне обычным. И наемники, воевавшие, кстати, и на той и на другой стороне, переходили то к аварам, то к византийцам. Кто больше заплатит. Известно, что воевали они за деньги, их явно не интересовала последующая райская жизнь на Небесах.
Описываемые события скорее обнажают суть политики того времени и борьбу двух гигантов — Персии и Византии, всегда непримиримых врагов. Для аваров союз с Персией был просто необходим, так как им угрожали греки, успевшие стать врагами.
Но все сложилось так, что бывшие их злейшие враги тюркиты,
те самые племена, которые когда-то изгнали их с насиженных мест, заключили долговременный союз с персидским государством
Для чего даже был заключен брачный союз между персидским шахом и дочерью Истеми-кагана. К тому же на западной границе Аварского каганата аварам пришлось вступать в войну вначале со славянами, а затем с франками.
Здравствуй, сынок, так и не доехал до меня наш кайнага Садык. Остановился он пока в Москве, об этом я узнал из писем твоей тетки Айгуль. Но летом я сам уже, наверное, буду в Москве. Там и поговорим. Впрочем, из последнего твоего письма узнал, что ты хорошо учишься. Рад этому. Но спешу завершить историю аваров, тем более, что осталась всего лишь заключительная часть.
Перескочим через несколько десятков лет (благо это нам позволяет положение обозревающего историю отстраненного наблюдателя), через смерть кагана Баяна, гибель его династии, восстание кутригуров — болгар, которые пытались сместить аварскую знать и захватить их золото.
Перенесемся сразу в конец 8 века. Когда во главе державы франков встал Карл Великий, когда практически были закончены все войны, которые вел Карл, и когда у него наконец были развязаны руки и он решил, что пришло время разобраться с аварами. Так как именно они были неким заслоном для франков на пути к мировому могуществу.
Все началось, как обычно, с обмена посольствами. Хотя мы же знаем, что посольство — это не только дружеский обмен любезностями, одновременно это разведка в тылу врага. В 780 году к франкам прибыло посольство аваров, ответный визит тоже не замедлил состояться. И все же ни те, ни другие друг другу не доверяли. Древние говорили: «Хочешь мира — готовься к войне».
Была срочно укреплена, как пишут летописи, крепость Регенсбург. В 791 году началась война. Именно у Регенсбурга был построен мост, который стал основным путем для обеспечения тыла Карла Великого. Тем временем такие племена, как саксы, покоренные франками, вновь подняли голову. Они попытались вступить в союз с аварами, направленный против франков, а затем даже подняли восстание.
Однако уже в самом Аварском каганате начались распри. По ходу этих писем ты, сынок, убедишься, что, видимо,
в самом тюркском корне изначально заложены черты, которые не дают добиться тюркам самого желаемого, самого высокого результата
Так было всегда. И во времена расцвета Тюркского каганата, которого боялись даже византийцы, с которым считались и китайцы. Так было и во времена Золотой Орды, и во времена Казахского ханства. Да и сейчас почему-то наши кыргыз-кайсаки, или казахи, никак не могут ужиться друг с другом. Об этом хорошо сказано у Абая. Надеюсь, ты читаешь его «Слова».
Но мы немного отвлеклись. Итак, в результате внутренних противоречий был убит сам каган. А в 975 году предводитель аваров уже лично прибыл в Ахен — столицу Карла Великого и присягнул на верность королю. В том же году, по сообщению историков, войска франков во главе с полководцем Пипином захватили резиденцию аварских каганов, находившуюся близ реки Тиссы.
Множество воинов попали в плен, спаслись бегством лишь некоторые. Таким образом, Карл Великий поставил точку в истории аваров и Аварского каганата. Поскольку сам каганат практически утратил самостоятельность.
Столица была разграблена, а золото аваров перетекло в сокровищницы франков. И все же авары еще долго сопротивлялись такому положению вещей. Дух настоящих воинов, суровых номадов, все еще продолжал беспокоить их сердца и бередить души.
Аруах великого кагана Баяна никак не мог угомониться. В 797 году произошло восстание аваров. Вновь франки предприняли поход в страну доблестных воинов, некогда называвшихся жуань-жуанями. И снова поход увенчался полным поражением степняков.
В том же 797 году аварские послы вновь присягнули на верность Карлу Великому. Но еще через два года восстание было поднято вновь. А в начале 9 века были убиты важные франкские чиновники. Но все это были лишь тщетные попытки вырваться из-под влияния. И не столько франкской силы, сколько франкской культуры и идеологии.
Еще в 798 году в Зальцбурге было учреждено епископство, которое и занималось проповедованием аварам идей христианства. А в 805 году новую христианскую веру принял уже сам каган аваров. Как же тогда можно было воевать против единоверцев?
История эта немного печальная. Хотя в ней, сынок, нет права на эмоции. История — это просто история.
Она перемалывает не только обыкновенных людей и великих царей, но и целые великие народы, великие цивилизации
Последние сведения об аварах мы находим такие. Они делегировали посольство, которое на имперском государственном собрании франков представляло некогда великих аваров, ныне покоренных. И еще в знаменитом Верденском договоре. Там идет речь о разделе империи Карла Великого между сыновьями и упоминается некое «аварское королевство”. Каган, стало быть, уже начал именоваться королем.
В славянском литературном памятнике ”Повесть временных лет” 12 века пишется, что они «погибшие яко обре, их же нет, ни племени, ни потомства”.
Правда, остались легенды о степных великанах, которых славяне называли обрами. Возможно, название мифического существа «оборотень» как раз берет свое начало именно оттуда.
В одном византийском источнике сохранился рассказ старых аварских воинов, которые находились в плену у болгарского хана Крума. Хан спрашивает их: «Что вы думаете? Почему были разорены ваши господа и ваш народ?». Ответ был такой:
«Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду. Но вместо этого побратались с лицемерами и ворами. Обилие вина родило пьянство, и авары ослабели физически. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами. Один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало источником нашего постыдного несчастья».
Мне кажется, сын мой, если хорошо выучить эти горькие слова старых воинов, высечь их в своем сердце и помнить всегда, отойдут от тебя многие несчастья, которые часто обрушиваются на наш многострадальный народ
Продолжение следует…