Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
-1.43
EUR
484
-3.48
RUB
4.86
0.00

Кто жил на территории Казахстана до казахов? Часть 2

16266
фото: информа.рус

 Первая часть

Письмо первое

Суть любого народа — я говорю не только о тех, о которых пишу тебе в письмах, сын мой — заключена, наверное, в его душе. Как ты знаешь, есть ведь не только конкретный аруах, то есть дух конкретного лица, человека, но еще и дух коллективный.

Суть любого народа проявляется в его коллективном аруахе, который и руководит действиями того или иного рода или племени. Дух печенегов, можно сказать, остался запечатленным во многих сказаниях народов, живущих ныне на территориях Южной России, Украины и других восточных славян.

Я слушал доклад одного нашего земляка кыргыз-кайсака на собрании Императорского географического общества. Это Жакип Акбаев — выпускник Санкт-Петербургского университета юридического факультета, который потом стал первым магистром права среди казахов.

Он говорил, что кыпчаки (этот род, сын мой, ты знаешь хорошо) в 890 году перешли реку Урал (раньше она называлась Жаик) и практически раскололи надвое племя печенегов. На «восточных» — ныне известных как каракалпаки, и «западных» — более известных под именем легендарных «черных клобуков», которые принимали активное участие в русской истории.

Легендарные печенеги, или баджнаки, по всей вероятности, имеют прямые тюркские корни

Цивилизация кочевников

Тут я хочу сделать небольшое отступление и сказать несколько слов в защиту кочевого образа жизни. Недавно у меня случился такой спор с одним великороссом. Неправильно думать, что кочевая цивилизация, возникшая на территории Евразии, это тупиковая ветвь развития человечества.

Просто это другой путь, другая цивилизация, отличная от цивилизации земледельцев и землепашцев.

Помнишь, даже такая Великая Книга, как Библия, рассказывает о конфликте первых землепашцев с первыми скотоводами — об Авеле и Каине, их имена стали нарицательными. Авель ведь был именно кочевником, а Каин как раз возделывал землю. И кто кого убил? Каин Авеля!

Действительно, кочевники не создали таких памятников культуры, как, например, цивилизации Древнего Рима и Греции. Но во имя возведения Рима, Афин или Константинополя природа вынуждена была потесниться. Земля была перекопана, горы сдвинуты, реки обращены вспять.

Человек что хотел, то и делал с миром, который подарил нам Всевышний. Но

в случае с кочевниками как раз все происходит наоборот

Они смогли ужиться в гармонии с природой. Помнишь, сын мой, одну великую заповедь Ясы, закона Потрясателя Вселенной Чингисхана. Она гласит, что людей, не накормивших в степи голодного и заблудившегося человека, немедленно предавать смерти.

Да, это жестоко и бесчеловечно. Но только так, коллективно, степняки могли противостоять природе, выжить в ней и наконец стать ее частью. Иначе в Великой Степи не выстоять.

О достижениях кочевников

Кочевники даже изобрели некоторые предметы, которые не могли придумать оседлые народы. Например, шалбар, или, как говорят русские, шаровары. Эту чисто мужскую принадлежность верхней одежды, которую затем с удовольствием стали носить и женщины, изобрели именно номады.

Стремя было тоже великим изобретением. Благодаря ему кочевники смогли лучше овладеть лошадью и приспособить коней для своих военных нужд. А это значит, их армии стали более маневренными. В результате их способ ведения войны стал непревзойденным. Номады изобрели также изогнутую саблю и составной лук, которым так великолепно владели даже дети трех-четырех лет.

Двенадцатилетний животный цикл — тоже изобретение кочевников, а не китайцев. Лежа в ночной юрте, они обозревали ночное небо через шанырак, отверстие в юрте. Он был разделен на 12 частей, то есть 12 лет животного цикла.

Говорят, даже нотную грамоту придумали степные акыны. Нотная грамота — это буквы для музыки, сынок. И еще много чего мировая цивилизация получила от кочевых народов. Но не буду далее углубляться в детали.

Печенежские орды

Вернемся к печенегам. Известно, что с ослаблением Хазарского Каганата вассальные племена стремились уйти из-под его железной десницы. Одним из таких племен были как раз печенеги. Воспользовавшись моментом, они двинулись на запад от своих кочевий. Для того чтобы остановить их орду, Каганат заключил союз с узами — еще одним тюркским племенем. Таким образом там надеялись совместными усилиями разгромить печенегов.

Именно узы, вступив в поединок с печенегами, разгромили их, изгнали из собственной страны и заняли ее, вынудив искать себе новую родину. Византийцы  вместо хорошо знакомых соседей печенегов получили других степняков. История вполне типичная. И появление такой военной самодостаточной силы на территории Евразии произошло в конце 9 века. А позже развалился и сам Хазарский каганат. О нем еще пойдет речь.

Печенегов же хорошо описал Константин Багрянородный — великий византийский император и просвещенный муж. Из его записок мы узнаем, что печенеги делились на восемь округов (как тут не вспомнить найманов — тюрко-монгольское племя, которое поначалу тоже делилось на восемь родов), которые вполне можно считать ордами в нашем понимании.

Орда, ты же знаешь, это ведь не только союз, это еще и обозначение середины, центра

Во главе этих орд стояли князья. Во всех было по 40 частей, а в каждый род входило 5 меньших родов.

«Бес ру»

Вот как записал Константин Багрянородный имена великих князей, во главе которых печенеги захватили восточно-европейские степи.

Днестровско-Днепровские орды:

  • Хопон — хан Гиаци
  • Гилы — хан Куркутэ
  • Харовои — хан Каидума
  • Иртим — хан Ваицу

Днепровско-Волжские орды:

  • Цур — хан Куела
  • Кулпеи — хан Ипаоса
  • Талмат — хан Косту
  • Цопон — хан Батана

Возможно, каждая орда действовала самостоятельно, лишь в некоторых случаях пытаясь как-то взаимодействовать с другими. Иногда они собирались на так называемые «сходки”. По всей вероятности, эти собрания были по типу курултаев.

Иного построения власти в Великой Степи просто не могло быть

Еще такая вертикальная властная структура называется «военной демократией». Интересно, что византийский император говорит о них так:

«Должно знать, что печенеги именуются кангарами не все, а только трех округов… как храбрейший и благороднейший других, ибо это обозначает «Кангар”.

Известно, что народ кангар, или кенгересы, обитали в среднем течении Сыр-Дарьи.

И возможно, нынешние казахские «канглы” — это потомки тех самых легендарных печенегов

Противостояние

Наследование власти у них, сын мой, происходило путем, можно сказать, родственно-демократическим. Она не передавалась от отца к сыну, а уходила в боковые родственные корни. Наследовали ханам их двоюродные братья, дети двоюродных братьев и так далее.

Правда, Константин Багрянородный делает еще такую оговорку:

«Из чужого рода никто не входит и не делается князем».

Этот действительно странный порядок наследования преемственности власти скорее похож на пережиток матриархальных отношений. Я тебе как-то уже объяснял, сын мой, что на Земле были времена, когда родами, племенами и народами могли править только женщины. Хотя ты же уже знаешь о нашей легендарной царице Томирис.

В персидском трактате под названием «Границы мира» рассказывается вообще о двух ветвях печенегов — тюркской и хазарской. Там же описывается географическое местоположение тюркских печенегов:

«Восток их страны граничит с гузами, на юг от них буртасы и барадасы, на запад — мадьяры и русы, на север — река Рута”

С венграми печенеги столкнулись с самого начала выхода из-под власти Хазарского каганата. Для того чтобы победить их, печенеги заключили союз с болгарским царем Семеоном, которого тоже беспокоили воинственные венгры. А когда мадьяры, легкомысленно оставив практически без защиты свои земли, отправились в военный поход, то союзники — печенеги и болгары, моментально воспользовались этим.

«Истребили их семьи и прогнали всех, оставленных для охраны кочевий», — так пишет об этом грабительском набеге Константин Багрянородный.

Тюрки и Хазары

А вот краткая запись одной русской летописи 898 года, которая упоминает печенегов:

«Идоша Угре мимо Киев горою … и пришедше к Днепру, ставши вежами…»

Как известно, после возвращения венгров в свою страну печенеги и болгары были разбиты. Гонимые по земле, вынуждены они были искать новое пристанище. Но на Руси, как видно из этой записи, их приняли не очень хорошо.

Они там были никому не нужны. Вследствие этого летописец сообщает, что орда печенегов двинулась через Карпаты в Паннонию. Это история так называемой тюркской ветви печенегов. Хазарская же их часть кочевала на других землях — по всей вероятности, в степном междуречье Нижнего Дона и Кубани.

Путешествующий в этих краях в начале 10 века Ахмед-ибн-Фадлан пишет, что встретил орду печенегов, кочующих у воды.

Возможно, эта «вода” — соленое озеро Челкар, что находится в центре заволжских степей. Описывая их, Ахмед-ибн-Фадлан говорит, что

«они темные брюнеты с совершено бритыми бородами, бедные — в противоположность гузам… «

Наверное, это какая-то часть печенегов, которая не последовала на запад за своими сородичами, а осталась в подчинении у гузов.

Конец хазарской ветви

А Константин Багрянородный пишет о них еще более подробно: «Должно знать, что в то время, когда печенеги были изгнаны из своей земли, некоторые из них по собственному желанию и решению остались там, поселились вместе с так называемыми узами и доселе остаются среди них, имея следующие признаки для того, чтобы отличаться от них и показывать, кто они такие и как им довелось оторваться от своих: верхние одежды укорочены до колен, рукава обрезаны, начиная от предплечий.

Этим они показывают, что отрезаны от родичей и соплеменников»

Обрати внимание, сынок, как эти печенеги поступили, чтобы отличаться от гузов. Значит, большого отличия во внешности гузов и печенегов практически не было.

Это последнее упоминание об этой части печенежского колена. Со временем, как это бывает, они, скорее всего, растворились в орде гузов. И оставили лишь след в виде легенд и каких-то невероятных историй, передаваемых из поколения в поколение. На этом заканчиваю, сынок, и так получилось слишком длинное письмо.

Письмо второе

Здравствуй, сын. Рад, что ты преуспеваешь в изучении арабского языка. Только, как мне кажется, нужно больший упор делать на изучение европейских языков. Поэтому все эти письма пишу по-русски, с некоторыми приписками. Потому что именно европейские языки на каком-то отрезке времени будут играть первые роли и будут более востребованными.

Это видно даже невооруженным взглядом. Хотя и арабский — это тоже интересное путешествие в иной мир. Но продолжим наши исторические рассказы.

К середине 10 века печенеги занимали уже довольно обширные степные территории. В своем знаменитом письме к Хасдаю ибн-Шуфруте хазарский каган Иосиф упоминает о них довольно бегло. Наверное, для него это кровоточащая рана. Так как к тому времени печенеги уже представляли для хазар огромную опасность.

Фактически печенеги разрушили это государство

А вот как пишет об их местонахождении все тот же просвещенный византийский император Константин Багрянородный, который более всего достоин восхищения и уважения:

«Должно знать, что четыре колена печенегов занимают именно округа Кварчипур, Сирукалпеи, Вороталмат и Вулацоспон, что лежат за рекой Днепром, будучи обращены к восточной и северной сторонам — к Узии, Хазарии, Алании, Херсону и прочим климатам.

Другие четыре рода  расположены по эту сторону Днепра, к западной и северной сторонам. Именно округ Гиазипохон соседит с Булгарией, округ нижней Гилы — с Туркией, округ Харовой — с Русью, а округ Явдиертим — с подвластными Русской земле областями.

Именно Ултинами, Древленинами, Лензенинами и прочими славянами. Печенегия отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании — на шесть дней, от Мордии — на десять дней пути, от Туркии — на четыре дня, от Булгарии — на полдня пути. Она очень близка к Херсону, но еще ближе к Боспору”.

Возвышение печенегов

Понятно, что возвысившиеся к тому времени печенеги были очень интересны такому большому политическому деятелю, как император Византии. Ведь печенежская военная мощь могла бы играть значительную роль в хитроумной и коварной политике византийцев, которую они проводили против тех же болгар, венгров, хазар и русов.

Далее Константин подробно описывает, как печенеги грабили мирные поселения, налагая контрибуции, требуя большие денежные выкупы и откупы за свободную торговлю.

Но если вернуться к печенегам и хазарам, вначале печенеги разрушили земледельческие поселения Хазарского каганата, находящиеся в степной и лесостепной зонах Подонья.

Их население было частично уничтожено, частично продано в рабство, а некоторые из хазар вошли в состав самих печенегов, которым наверняка требовались храбрые воины.

Также все инфраструктуры Хазарии, необходимые для торговли и сношения с внешними странами были перерезаны. Реальной силой, которая могла противостоять печенегам, оставалась только Русь. Значит, только лишь в силу исторических причин происходили драматические события между печенегами и русскими. Фактически речь шла о выживании того или другого народа.

Печенеги и русичи

С Русским государством у печенегов складывались весьма интересные отношения. Впервые русские воины столкнулись с печенежскими войсками примерно в 915 году. Вот как описывает это летопись того времени:

«…приидоша печенези первое на Русскую землю и створивше мир с Игорем, идаша к Дунаю».

Фактически говорится о союзе с русскими и походе на территории, что лежали рядом с Дунаем. Хотя понятно, что печенегам необходимы были новые кочевья, а интерес для них в первую очередь представляла русская земля. Но столкнувшись с грозным соперником, с Русью был заключен мир. И печенеги несолоно хлебавши откочевали к границам Болгарии и Венгрии.

Однако Византию не устраивало подобное положение вещей. Империя спокойно могла существовать только тогда, когда их соперники воевали между собой либо находились в напряженных отношениях. Тем более Византия была обеспокоена и возвышением русских. Она пыталась постоянно стравливать печенегов и Русь, так как

«…русы не могут даже выступить на заграничные войны, если не живут в мире с печенегами…»

Хотя русские, согласно все тем же летописям, стремились «быть в союзе с ними и получать от них помощь». Мирный договор был заключен в 915 году, а затем совместно с князем Игорем они выступили в поход на Константинополь.

«Совокупи воя многи варяги, и русь, и поляны, и словены, и кривичи, и печенеги … приде на греки в лодьях и на конях…»

Обрати внимание, сынок, сколько в этих скупых строках древней летописи интересной информации. Фактически речь идет о совместном походе против громадной и сильной империи множества «языков», которые одновременно шли на «греки» разными путями – на лошадях и в лодках по рекам.

Причем во время нападения они оказываются ужасно «совокупи воя», то есть совместно кричат, воют, издают ураны — иначе говоря, военные кличи. Для воинов, наверное, были славные деньки.

Но, как известно, долговременных мирных отношений и мирных военных союзов не бывает. Буквально через пять лет тот же князь Игорь уже пошел войной против недавних своих степных собратьев по оружию. В 920 году, как сообщает летописец, Игорь, собрав дружину, выступил в поход «воевоша на печенегы…»

Письмо третье

Вернемся к истории. Несмотря на все хитрости византийцев и их щедрые подношения, печенеги и русские прекрасно понимали друг друга. Сообщается о совместных походах с тем же князем Игорем против Византии. А в 965 году уже вместе с другим князем, Святославом, был организован поход против хазар.

Ими были разгромлены и сожжены такие известные поселения по нижнему течению Волги, как Саркела и Итиль. Об этих городах у нас еще пойдет речь. Но затем, по всей вероятности, вновь победила партия дружбы с Византией уже в самой печенежской среде. Возможно, было заплачено визайнтийским золотом их вождям, и они организовали довольно внушительную военную кампанию против того же Святослава.

Как раз и случай подвернулся хороший. Святослав воевал со своею дружиной против Болгарии. Напуганные такой близостью русских войск, византийцы дали отмашку печенегам, и те устремились на оставленные без защиты русские территории.

Набег на Русь

«Придоша печенези первое на русскую землю… и затворяся Ольга с внуками своимя, Ярополком, Олгом, Володимером, в городе Киеве. И отступиша печенези город с силе тяжьце, бесчисленное множество около города и без лзе вылести из града и вести послати…»

Иначе говоря, печенеги осадили Ольгу в Киеве, да так, что невозможно было даже весточку передать Святославу об этой напасти.

Но по удачному стечению обстоятельств Ольга и внуки, а так же весь Киев были спасены воеводой Претичем. Об осаде его предупредил некий юноша из Киева. Ему удалось пробраться сквозь печенежские посты и, переплыв Днепр, добраться до русских дружин.

Иногда такие повороты судьбы словно перст Всевышнего. Обрати внимание, сын мой, что история полна таких странных поворотов. Словно кто-то невидимый и всесильный вмешивается в человеческие судьбы. Наверняка это провидение Того, Кто над нами.

Печенеги, увидев подошедшее войско Претича, приняли его за дружины Святослава. Они отступили, запросив при этом мира и дружбы. Конечно, летописец тут всегда выступает на стороне русских, так как сам славянин. Он пишет о том, что печенеги были просто напуганы славой, всегда сопровождавшей непобедимого Святослава.

Может быть это правда, а может нет. Запомни, сынок,

история всегда поворачивается в такую сторону, в какую это выгодно тому, кто пишет,

но не тому, кто на самом деле ее творит.

«И даст печенежский князь Претичу конь, саблю, стрелы. Он же даст ему броне, щит, меч…”

Они обменялись своим оружием — самым ценным, что есть у воинов на поле брани. Достойный и показательный пример. Правда, дальше летопись сообщает о том, что пока шел этот обмен любезностями, вернулся Святослав и прогнал печенегов. Не захотел, стало быть, как его воевода, обмениваться оружием.

Гибель Святослава

А в 969 году умерла мать Святослава, княгиня Ольга. И ударился тогда буйный князь во все тяжкие. Разделил он свое княжество между сыновьями и пошел в поход. Честно сказать, не совсем хороший пример для правителей. Вместо того чтобы объединять земли, он их разделяет. Пусть среди сыновей, но такое дробление все равно ни к чему хорошему привести не могло. Вместо того чтобы мудро править, он куда-то уносится.

И действительно, вначале все складывалось как нельзя лучше. Поход был удачным. Воины остались довольны богатой добычей. Но когда князь возвращался обратно домой, вероломные византийцы вкупе с болгарами сообщили печенегам о той богатой добыче, которую вез князь. И печенеги засели у днепровских порогов, поджидая появления княжеской дружины.

Но Святослав, узнав об этом, решил перезимовать в Белобережье. По весне, когда он решил все же возвратиться, печенеги его и настигли.

«Нападе на ня Куря: князь печенежский и убиша Святослава».

Затем, как гласит легенда, из головы князя хан Куря сделал себе кованую золотом чашу для вина.

Магия степи

Вообще-то делать такие чаши из хорошо вываренных черепов особо опасных противников было характерно и еще для одного степного народа — скифов. Хотя такой обычай имели многие тюркские народы. Дело тут, наверное, в том, что степняки верили в магию подобных чаш, кубков и пиал. Считалось, что выпив из черепа своего врага, можно получить его силу и мудрость. И что в этом случае его аруахи-духи встанут на твою сторону.

Летописи также сообщают, что князь печенегов Куря и его жена впоследствии специально пили из этой чаши, чтобы у них родился сын, обладающий такими же способностями, как и Святослав.

Некоторые из печенегов вообще были знамениты в Степи своими странными делами. Например, каганы и ханы одной из орды печенегов тала-ма-лат издревле славились умением превращаться в некоторых животных: волков, лисиц, беркутов. Эти удивительные возможности они наследовали от авар или жужаней.

Об этом пишет в своей «КНИГЕ ЭЛЯ» или «EL КIТАВ» Аль Сакени — древнетюркский историк, летописец, воин и мудрец. О нем говорили, что свою родословную по отцу он ведет от Кюльтегина — одного из самых уважаемых тюркских правителей, а по матери — от самого пророка Моисея.

Шаманы степи

Шаманы у печенегов назывались Термезами. Они могли не только оборачиваться в животных, но обладали способностью и летать по воздуху, одновременно находиться в разных местах, ходить по воде, вызывать бурю. А еще превращать врагов в лягушек или в высохший тал – дерево, известное как дерево Термезов.

Они были способны также управлять врагом, делая его подвластным их заклинаниям. Но самым удивительным было то, что они могли жить несколько сотен, а может и несколько тысяч лет. Из жизни они уходили добровольно, так как она им надоедала. Эта способность напрямую связана с этим варварским обычаем пить кровь врагов и делать из их черепов ритуальные чаши. Это давало возможность овладевать их душами после физической смерти.

Дуэль степи

После смерти самого Святослава печенеги усилили натиск на Русь. Вот какие легендарные битвы между ними происходили.

В 993 году печенеги и русские встретились лицом к лицу в районе реки Сулы. Русские дружины возглавлял сын Святослава Владимир. Поскольку между двумя войсками текла река, некоторое время ни та, ни другая сторона не решались начать военных действий. Тогда был найден действительно очень интересный ход.

Печенеги предложили русским единоборство между богатырями. Чей богатырь победит, на той стороне будет и победа. Если ее одержит русский богатырь, печенежский хан давал свое честное слово не ходить на Русь ровно три года. Так и случилось. Единоборство выиграл русский ратник.

Тактика кочевников

Три года печенеги не беспокоили русские поселения. Но в 996 году все опять вернулось на круги своя. Печенеги опять стали применять свою излюбленную тактику ведения войны. Впрочем, сын мой, это вообще излюбленная тактика номадов: напасть, поживиться тем, что Аллах пошлет, и опять умчаться в степь. Словом, Русь, по свидетельству летописцев, испытывала тогда не лучшие времена. И все по вине печенежских воинов.

Тут необходимо сказать, что некоторые русские князья практически были такими же степняками, только другой веры. Но почти все, так или иначе поголовно состоявшие в родстве со многими знатными печенежскими ханскими родами, проводили не совсем корректную политику по отношению к своим же сородичам. Ради обладания верховной властью они шли на все.

В частности, привлекали на свою сторону кочевников для борьбы с противниками. Тот же нелюбимый

сын князя Владимира Святополк, о котором часто пишут русские летописи, привлекал печенежских наемников

Причем все это продолжалось несколько лет. В 1019 году Святополк вновь привел на Русь печенегов. Но Ярослав Мудрый, утвердившийся к тому времени на Киевском престоле, нанес поражение этому войску. «К вечеру же одле Ярослав, а Святополк бежа…»

Нужно заметить, что именно Ярослав Мудрый оказался тем правителем, который и сокрушил печенегов. После битвы с ними в 1036 году они уже практически стали сходить с исторической арены. Возможно, их время просто вышло.

Последняя ожесточенная битва произошла в Киеве, прямо на том месте, где сегодня находится Софийский собор. То была ужасная битва. «И бе сеча зла и одва одолев к вечеру Ярослав. И пегоша печенези раздно не ведахуся камо бежачи и ов им бегающие тонуха в Ситомли, инеи же во инех реках и та ко паогибаша и до сего дня».

Падение печенегов

К середине 11 века у печенегов уже не было сил вести борьбу с возвышавшимися русами. В то время 13 печенежских родов кочевали возле Черного моря, между Днепром и Дунаем. Предводителем их был некто по имени Тирах — как сообщают летописи, человек слабый и безынициативный. А еще печенеги постоянно испытывали натиск новых пришедших с востока тюрков и половцев. Так что не одни русские приложили руку к падению печенегов.

В этой ситуации один довольно напористый воин захотел сместить Тираха, но восстание получилось неудачным. Тогда этот авантюрист по имени Кеген бежал в Византию. И преследовал его Тирах, но попали его воины под удар византийских регулярных войск. Часть их была уничтожена. А Тирах откочевал подальше к Балканам и Дунаю.

На этом, можно сказать, и закончилась былая слава печенежских сабель. Благородный Кагар уже больше никогда не поднимался. Правда, один всплеск произошел уже в конце 11 века, когда они неожиданно хлынули, как и раньше, на территорию Византии. Об этом есть драматический рассказ дочери императора Византии Алексея Комнина Анны. И для того чтобы справиться с ними, император привлек на свою сторону еще более страшную силу. Половцев. Они окружили печенегов и полностью вырезали более 30 тысяч воинов.

Затем печенеги упоминаются в русских летописях уже в составе «Черных Клобуков». Но с приходом на Русь тюрко-монголов их история заканчивается. Хотя так говорить нельзя. Потому что они растворились, вошли в народы, обитающие ныне в тех местах.

Продолжение следует…

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter