Руководство алматинского управления «Казселезащиты» рассказало, зачем в Алматы 14 августа эвакуировали людей.
Рано утром жители нескольких районов Алматы, проживающих в селеопасной зоне, были разбужены сигналом тревоги с требованием эвакуации в город.
— Успели оповестить население. Определили пункты сбора пострадавших и сборно-эвакуационные пункты. Дана команда службам энергетики отключить свет, газ. Предупреждаем, выводим население. Департаментом по ЧС г. Алматы производится оповещение населения ниже русла реки Каргалинка в Ауэзовский и Алатауский районы. Мобилизованы все службы города, угрозы для близлежащих населенных пунктов нет, — говорилось в утреннем сообщении акимата.
Но спустя считанные часы людям разрешили вернуться в свои дома.
Из озера, накрывшего Алматы селем в 2015 году, экстренно откачивают воду
Еще месяц назад наш портал, памятуя ситуацию 2015-го, когда селем накрыло целые населенные пункты, интересовался в «Казселезащите» положением дел. И тогда же замначальника учреждения
Марат Касенов сообщил, что специалисты экстренно откачивают воду из озера, прорвавшего 4 года назад
Все это время в городе стояла жаркая погода, как раз шел период активного таяния ледников. В стране есть только одно научное учреждение, которое изучает процессы селеобразований и методы борьбы с ними — Институт географии МОН РК. Мы наивно полагали, что ученые института работают сообща с «Казселезащитой». Но нет. Принадлежность разным ведомствам — помеха совместным усилиям.
— Я посмотрел материалы, которые были опубликованы сегодня в СМИ. Там есть короткие ролики и ожидание селя, — говорит главный научный сотрудник Института географии Николай Попов. — И вот судя по этим роликам, плотина стояла пустой. Какой был выброс, речи нет нигде. Если «Казселезащита» возится с озером, значит, они ожидали его прорыва. Данных у меня нет, к сожалению.
— То есть ваш институт в контакте с «Казселезащитой» не работает?
— Нет, конечно. Дело в том, что нас курируют разные ведомства. Мы — МОН, а они — МВД.
Конечно, все это нужно решать совместно, но обычно нас ставят перед фактом. Оперативную информацию нам не дают
Из того, что нам показали, до плотины ничего не дошло.
— Месяц назад говорили, что 8 насосов экстренно качают воду из озера. Эти меры современным технологиям отвечают или есть какие-то более продвинутые способы опорожнения моренных озер?
— Конечно есть. Откачка воды — самая неэффективная мера, она не позволяет убрать всю воду из озера. Это превентивная мера. Ведь все зависит от объема озера, его глубины, какие насосы стоят и с какой мощностью. На больших высотах эти насосы работают с меньшим КПД. Что они могут откачать, не знаю. Серьезный приток таким образом не уберешь. Вообще, все эти вещи, что именно произошло, надо бы озвучить, а то акимат тревогу поднял, а причин не объяснили.
— В Каргалинку вообще талая вода из какого озера идет?
— Там есть несколько небольших озер объемом десятки тысяч кубометров. Это небольшие объемы.
— В 2015 году какое прорвало?
— У меня нет данных, этого полного отчета я не видел. Максимум знаю, что плотина сработала — задержала камни. Но жижа пошла спокойно по руслу с теми последствиями, о которых знаем. Ничего этого бы не случилось, если бы люди не застроили русло.
По совету ученого мы обратились за комментариями к руководителю управления «Казселезащиты» по Алматы Самату Дауленканову.
— Что сегодня произошло на Каргалинке? Информации нет никакой, что за селевой выброс произошел и по какой причине?
— Опасности для горожан нет. Селевой выброс был из-за повышенного температурного фона.
Озеро № 1 опорожнилось объемом 20 тысяч кубометров. Вода прошла транзитом по Каргалинке
Наша плотина свою функцию выполнила, задержала камни. Сейчас уровень воды в реке понизился, все в норме.
— А людей зачем эвакуировали утром?
— Когда прорвало моренное озеро на 22 километра выше, тогда мы хотели эвакуировать. По дороге до плотины 20 тысяч кубометров наберет достаточно много грязекаменной массы. Мы подстраховались, чтобы не случилось, как в 2015 году. Но в этом году благодаря отремонтированному руслу Каргалинки вода прошла транзитом.
— Уточню. Из озера № 1 вы сами воду откачивали, а озеро выше него прорвало само? Так?
— Да, так. Общий объем озера был 77 тысяч кубометров, с 6 июня до сегодняшнего дня сбросили оттуда 42 тысячи кубометров. Оставалось 35, и вот 20 из них прорвало.
— Сейчас в городе безопасно? Какую еще работу проводите?
— Мы боремся с 13-м и 9-м озерами. Ситуация стабильная, угрозы городу нет. Мы расчищаем эвакуационные каналы, понижаем уровень. За 2 месяца понизили на 3,5 метра эвакуационный канал того озера, которое прорвало. Но 20 тысяч прорвались, никого не подтопив. Слухи о прорыве плотины — неправда. Ситуация под контролем.