Доктор исторических наук, профессор Жамбыл Артыкбаев считает, что современные свадебные мероприятия — это сплошное расточительство, не имеющее никакого отношения к древним казахским традициям.
«Даже расположение молодоженов на почетном месте — это отголоски советских времен. Сейчас же казахские свадебные церемонии состоят из мешанины разных традиций различных народов», — заявил Жамбыл Артыкбаев на своей странице в фейсбуке пишет портал Abai.kz.
Жамбыл Артыкбаев рассказывает, что пересмотрел все этнографические литературные произведения и пришел к выводу, что
главное свадебное торжество у казахов — это проводы невесты
https://365info.kz/2019/04/kalym-v-kazahstane-v-kakom-regione-samye-dorogie-nevesty
«Все традиции, связанные с бракосочетанием, такие как дарение «қалың мал», зарезать барана — «той мал», приготовление приданого девушки, «құда тарту», «қыз қашу», айтыс между сватами, байга, кокпар, распевание «жар-жар» и «сыңсу» — все они проходили в ауле невесты.
И даже обряд бракосочетания проходил там же»,
— рассказывает историк.
По его словам, со времен матриархата тысячелетиями казахи до ХХ века жили по этим традициям.
Беташар – как открывать лицо невесты?
«До прихода невесты сторона жениха готовила отельный дом для молодоженов. И в этом доме устанавливали «шымылдық» (занавеска, отделяющая кровать молодоженов или женскую половину в казахской юрте).
После собирались родственники жениха и делали обряд «отқа май құю» (лить в огонь жир (обряд, совершающийся в день приезда новобрачной в дом своего мужа), а также устраивали «беташар». Вся церемония бракосочетания этим заканчивалась», — рассказал Жамбыл Артыкбаев.
Далее Жамбыл Артыкбаев привел примеры с древних этнографических записей. В которых говорится, что в аул прибыл «отау», то есть строится новый дом для молодежи. И за стройку в первую очередь были ответственны родственники невесты.
Прощальная поездка невесты к своим родственникам — традиция Туыс аралау
По словам историка, гостей приглашали именно во время празднования «қыз ұзату». Там же девушке надевали саукеле (головной убор для невесты) и она с самой молодой снохой разгуливали по аулам. У каждого пришедшего на той гостя была своя функциональная задача, он либо пел, либо участвовал в играх. Программа торжества была наполнена различными программами. Подружки невесты пели аужар внутри юрты, а друзья жениха — снаружи.
Сыңсу – о чем пели казахские девушки в своей прощальной песне
Также он говорит, что в этом торжестве не было тамады. Нынешние свадебные церемонии не имеют никакой связи с казахскими традициями, считает историк.
«Сторона жениха дают «қалың мал», но обустраивает быт — сторона невесты.
В итоге и дом, и приданое, и саукеле невесты, и даже скот, подаренный свекром — все принадлежит невесте
Это даже можно назвать матриархатом. Мы должны вернуться к нашим истокам. Если воспитываешь сына — собирай скот для калыма, если растишь дочь, то заранее готовь приданое», — подытожил автор.