Перед тем как жених увезет в свой аул засватанную девушку, невеста должна съездить к своим родственникам и попрощаться с близкими и родными. Такую поездку называли «счастливой».
Для девушки, ее родителей и всего аула это было большим событием. К тому времени уже был готов жасау (приданое), его собирали самые искусные рукодельницы. За невесту переживал весь аул, ведь это касалось чести всего рода. По характеру и поведению засватанной девушки, по ее приданому судили не только о родителях и ауле, но и обо всем роде.
Поездка совершалась на очень большие расстояния в несколько сот километров, туда, где жили родственники родителей — бабушки и дедушки невесты.
Для ответственной поездки выбирались женщины аула, известные своим положительным нравом. В свите обязательно должны были быть одна или две близкие подруги невесты, а также джигиты, которым надлежало присматривать за лошадьми.
Обычно поездка длилась несколько недель, а то и больше. О том, что перед замужеством девушка навестит аул, родственники знали заранее и ждали ее.
Прощаясь с родными, девушка прощалась и со своей вольной жизнью
В аулах, где принимали свиту, устраивалось веселье. Молодежь пела песни, танцевала и играла. Все старались сделать так, чтобы приезд невесты был незабываемым и радостным.
Когда она уезжала, родственники на прощание дарили ей подарки, которые потом присоединялись в жасау.
Бауржан Момышулы в своей книге «Наша семья» вспоминает, как совершила свою прощальную поездку его сестра Убианна:
« – Апа! Сопровождающие приехали! – крикнул дядя, стоявший снаружи юрты. Нарядные молодые женщины и девушки лет семнадцати, двое юношей, одетых прилично, но не парадно, были уже готовы к отъезду.
По приглашению бабушки женщины вошли в юрту. Одна из них горячо поздравила Убианну и сказала, что они будут сопровождать ее в «счастливой поездке». Джигиты же стояли у входа, так как им не положено было входить в юрту невесты…
Бабушка вручила невесте отделанную серебром и медью камчу и пожелала счастливого пути. Все вышли из юрты.
Дядя подвел оседланного вороного иноходца. Сбруя коня Убианны отличалась от других богатством и блеском. Украшения Убианны и парадная сбруя для лошади делались и чеканились руками моего отца, ему помогал дядя и даже я…
Убианна вернулась через две недели вместе со своими спутниками, а сопровождавшие ее джигиты вели нагруженного верблюда и четырех лошадей-двухлеток.
К моему удивлению, они проехали мимо наших юрт и остановились у стоявшей на отлете юрты невесты, сняв там вьюки. Снова собрались женщины. Они приветствовали спутниц с благополучным возвращением и стали расспрашивать, весело ли те провели время и хорошо ли были приняты родственниками.
В юрту принесли непременный самовар. Основным «докладчиком» за чаепитием была Катшагуль, подруга Убианны, рассказавшая все последовательно и со всеми подробностями.
Когда и у кого гостили, какие вечеринки проводились и в каком ауле, кто и что пожелал Убианне, чем ее одарили и как устраивались проводы. Свой рассказ она пересыпала удачными запомнившимися ей шутками и песнями, услышанными на этих вечерах. Она
хвалила одних родственников за хороший прием и внимание и неодобрительно острила в адрес других
за их недостаточное усердие, холодноватый прием и проводы. Женщины слушали с напряженным вниманием, смеялись, удивлялись, одобряли, поддакивали, умилялись, выражая свое отношение не только словами, но и мимикой, кивками и одобрительными жестами.
Свой трехчасовой рассказ Катшагуль завершила показом привезенных подарков. Это вызвало новые восторги и возгласы.
Оказывается Серкебай (брат бабушки Убианны) подарил верблюда, его брат Кулжабай – коня-трехлетку. Одна из их жен – тускииз – преподнесла накроватную кошму, отделанную цветной материей, другая — перину с бархатным чехлом; сестра отца – маленький коврик и кожаный чехол для пиал; вторая сестра отца – парчовый халат и серебряный поднос. Все вещи были присоединены к приданому».
Традиция Туыс аралау – прощальная поездка невесты к родственникам — соблюдается и по сей день. Конечно, такие посещения уже отличаются от тех, что были приняты в прошлые века, но суть их сохранилась.