Союз могут серьезно критиковать, но работу останавливать нельзя.
Пока больших ожиданий ЕАЭС, к сожалению, не оправдывает. Но саму идею евразийской интеграции это не отменяет. Альтернативы просто нет. Однако согласование политики в наиболее чувствительных сферах может вызвать разногласия. Что может привести к серьезной критике самой идеи. И к этому следует быть готовым.
Об этом пишет исследователь Мурат Лаумулин в работе «ЕАЭС как центральный элемент полномасштабной евразийской интеграции». Материал опубликован на официальном портале Международного научного комплекса «Астана».
Выход Казахстана из ЕАЭС: миф или реальность? — эксперты
Пока большинство населения поддерживает идею объединения, причем не только старшее поколение, но и молодежь.
— Результаты социологических исследований, проведенных Институтом Евразийской интеграции, свидетельствуют о поддержке внешнеполитических приоритетов страны (87%) и участия Казахстана в ЕАЭС (86%), — утверждает автор.
Говоря об экономической составляющей, автор отметил, что сегодня экспортные отрасли более привлекательны, чем ориентированные на внутренний рынок.
— Как с точки зрения конкурентоспособности, так и надежности кредитования (рентабельности производства), — пишет эксперт.
Парадокс: Казахстан — нефтегазовый лидер, но экономика в кризисе — эксперты
А на экспорт большей частью идет сырье и товары промежуточного потребления. Готовые товары в основном завозим.
И в этих условиях
ЕАЭС может предоставить дополнительные преимущества. Задача в том, чтобы их грамотно использовать
Тогда на полученные средства можно уже расширять свое производство.
— Казахстан сможет использовать свой транзитный потенциал при единых транспортных тарифах на едином таможенном пространстве. Именно развитая транспортная инфраструктура окажет позитивное влияние на расширение промышленного производства внутри страны,
а значит на повышение материального благосостояния населения,
— считает Лаумулин.
Тем не менее высокие ожидания пока не оправдываются. Среди главных проблем эксперт выделил «отсутствие институциональной дисциплины, а также значительное количество изъятий и барьеров во взаимной торговле».
— К основным факторам риска евразийской интеграции относят неодинаковую готовность евразийских государств в силу различия в уровне экономического развития и экономической открытости, — добавил он.
Слухи об «алтыне» могут распускаться противниками ЕАЭС – эксперты
Лаумулин напомнил, что ЕАЭС начал работать во время мирового финансово-экономического кризиса. Однако Союз пока в начале большого пути. Эксперт сравнил его с ребенком, который не начинает бегать и разговаривать сразу после рождения.
— Как ожидается, ЕАЭС наберет хорошие обороты после устранения взаимных изъятий и ограничений. И это является одной из его важнейших задач.
Самое важное – есть политическая воля, определены векторы работы и сроки исполнения,
— считает Лаумулин.
Большие надежды эксперт возлагает на общий рынок нефти и нефтепродуктов, который должен сформироваться к 2025 году. Он, во-первых, предусматривает неприменение во взаимной торговле экспортных таможенных пошлин и ограничений. А во-вторых — равный доступ к газотранспортной инфраструктуре России в том же 2025 году. Естественно, наряду с российскими же компаниями.
«И не мечтайте!» — Рахим Ошакбаев запретил экспертам говорить о единой валюте
Одновременно следует добиваться снижения барьеров торгового администрирования. Особенно это касается области технического регулирования. Далее на повестке стоит ускоренная выработка согласованной торговой, промышленной и финансовой политики.
Для Казахстана будут важны следующие факторы:
— ЕАЭС создается именно для модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности экономик наших стран на мировом рынке. Уверен, что реализация озвученных направлений торгово-экономического сотрудничества, наряду с другими направлениями, будет способствовать долгосрочному успеху нашей интеграции, — пишет автор.
Кроме того, Союз может помочь в разрешении накопившихся противоречий между постсоветскими государствами. В том числе и Центральной Азии.
В перспективе до 2025 в рамках ЕАЭС запланировано создание нескольких общих рынков и пространств:
— В целом стоит отметить, что интеграционный оптимизм коррелирует в первую очередь с экономическим ростом. Только если в России и других странах ЕАЭС возобновится устойчивый экономический рост, интеграция с внешними партнерами будет происходить гораздо легче и динамичнее, — подчеркнул Лаумулин.
При этом сами члены ЕАЭС тоже стараются решать собственные задачи, которые у всех разные. Например, строительство железной дороги, ГЭС, АЭС и так далее.
То есть действует эффект «сиюминутных выгод» от вступления
Если этого не происходит, появляется некоторое разочарование.
Вопрос ребром: с кем идти Казахстану? — Султанов
— Наблюдается снижение ожиданий от евразийской экономической интеграции. Это фиксируют и социологические опросы, и экспертные интервью. Во многом это связано с падением объемов внутренней и внешней торговли, кризисными явлениями в экономиках всех государств–членов (падение ВВП, девальвация национальных валют и др.). Отмечается повышение уязвимости национальных экономик, ощущение замедления темпов интеграции. Однако у ряда экспертов есть понимание, что
негативная динамика связана в основном с влиянием внешних факторов,
— утверждает Лаумулин.
Барьеры, которые можно было снять довольно легко и с моментальным эффектом, сняли еще на первом этапе интеграции. Дальше работа предстоит более сложная и кропотливая.
— Снятие последующих барьеров, ликвидация изъятий, согласование политики в более чувствительных отраслях может вызывать конфликты среди экономических субъектов и руководства стран. А следовательно, и провоцировать серьезную критику в адрес Союза, — предупредил эксперт.