ЕАЭС и ЕС уже не в тренде. На повестке дня — общая экономическая зона от Владивостока до Лиссабона.
Пока одни страны пытаются как-то наладить сотрудничество, другие выясняют, кто опаснее — Китай или Россия? Что нас ждет в будущем — новая холодная война или сотрудничество и полное взаимоуважение — вопрос еще открытый. Хотя определенные перспективы имеются, и важно их использовать в полной мере. Об этом в своем интервью говорит историк и политолог Булат Султанов.
— Не прекращается критика в адрес ЕАЭС не только из-за границы, но даже и в Казахстане. Мол, лучше было бы как то работать с ЕС — выгоднее и безопаснее. Может действительно стоит сменить вектор?
— Начнем с того, что
налицо тенденция к возрождению блокового мироустройства и опасность новой холодной войны
Это нужно избегать всеми силами. И одним из способов может стать создание вообще Единого экономического и гуманитарного пространства. И пространства безопасности от Лиссабона до Владивостока. В него может (или даже будет) входить зона свободной торговли между ЕАЭС и Европейским союзом (ЕС), а также Евроазиатской безопасности в соответствии с Астанинской декларацией ОБСЕ (подписана в 2010 году).
ЕАЭС определился с единой валютой?
В пользу такого проекта ранее высказались многие европейские политики. В Декларации лидеров Германии, России, Украины и Франции в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (2015 год), говорится, что они «по-прежнему привержены
идее создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана
на основе полного уважения и международного права, и принципов ОБСЕ» .
В 2015 году глава европейской дипломатии Федерика Могерини выступала в пользу диалога между ЕАЭС и ЕС. В 2016 году Нурсултан Назарбаев договорился с председателем Европейской комиссии Жаном Клодом Юнкером о проведении совместного форума «Евразийский Экономический союз — Европейский союз». Правда, встречу отложили на неопределенный срок.
Санкции против России: упадет ли тенге до 400 вслед за рублем?
К сожалению, саму идею евроазийского сотрудничества практически заморозило обострение отношений между Россией и Западом.
— Казахстан всегда выступал за примирение и сотрудничество, а также за интеграцию. Например, 1 апреля 2016 г. в Вашингтоне Нурсултан Назарбаев выдвинул свою очередную инициативу — о создании Объединенного Евразийского экономического пространства.
Путин мечтает расширить идею Назарбаева
Владимир Путин развил эту инициативу, в 2017 году предложив создать Большое Евразийское пространство, сложив потенциалы ЕАЭС, проекта «Один пояс — один путь», Шанхайской организации сотрудничества, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, причем с участием ЕС.
Но здесь следует помнить об интересах США. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в декабре 2017 года сказал, что
ключ к налаживанию сотрудничества с ЕС находится именно в Штатах, а вовсе не в Европе
Он заявил: «Раскрученная брюссельской бюрократией — по прямой указке из-за океана — санкционная спираль нанесла серьезный ущерб европейскому бизнесу (прежде всего немецкому), который утратил часть своих позиций на российском рынке».
https://365info.kz/2018/03/kogo-putin-napugal-a-kto-sobralsya-zarabotat/
Посол ЕС в России Маркус Эдерер 15 февраля 2018 заявил, что нынешнее состояние между Западом и Россией даже опаснее, чем в период холодной войны.
Сами европейские бизнесмены тем временем пытаются
«разложить в разные корзины» экономическую целесообразность и политические амбиции
Министр сельского хозяйства и продовольствия ФРГ Кристиан Шмидт 18 января 2018 года призвал Европейский союз возобновить торговлю продовольствием с Россией. Президент Немецкого крестьянского союза (DVB) Йоахим Руквид, также выступивший за отмену торговых ограничений, напомнил, что до санкций Россия, наравне с США и Швейцарией, входила в тройку крупнейших рынков экспорта из ЕС. Тогда Россия ежегодно закупала в Евросоюзе мясо, фрукты и овощи примерно на 1,6 млрд евро.
— Теперь и Россия, и другие члены ЕАЭС все больше посматривают на Восток, чем на Запад? Или все-таки торгуем со всеми?
— В 2017 году рост импорта из стран Азиатско-Тихоокеанского региона превысил рост импорта из Евросоюза. За первые 4 месяца 2017 года прирост торговли ЕАЭС с Китаем, по сравнению с аналогичным периодом 2016, составил 34,%, с Вьетнамом — 22,5%. Но выросла за этот же период и торговля с США — на 28,4%.
Этим серьезно озаботились в европейских аналитических центрах
Немецкий институт изучения Китая имени Герхарда Меркатора (MERICS) в своем экспертно-прогнозном докладе указал, что
не Россия, а Китай представляет большую долгосрочную угрозу интересам Европы
По мнению немецких экспертов, главными проводниками Китая в Европе являются Греция, Чехия, Венгрия, активно пользующиеся китайскими инвестициями. Китай инвестирует в скупку ключевых секторов экономик малых стран Евросоюза.
https://365info.kz/2017/11/skrytoe-sopernichestvo-kitaya-i-rossii-golovolomka-dlya-ssha/
Еще 8 мая 2015 г. Путин и Си Цзиньпин на переговорах в Москве высказались за сопряжение Евразийского экономического союза и китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Это подразумевает создание общего экономического пространства в Евразии.
— За прошедшие годы была проделана большая работа. КНР вложила в экономику стран ЕАЭС 26 млрд долларов США. А в целом на реализацию этого проекта планирует направить не менее 40 млрд. И в процессе сопряжения
Казахстан может стать связующим звеном между Востоком и Западом
Европа активно ищет выходы на рынки Китая и Азии. А Китай, опасаясь возможной морской блокады со стороны США и их союзников, заинтересован в сухопутных путях выхода на рынки европейских стран.
Руководство Казахстана выдвинуло свой вариант сопряжения, в котором расставлены несколько иные приоритеты. А именно план стыковки программы «Нурлы жол» с ЭПШП. Первые наметки были согласованы еще в сентябре 2015 года во время визита Назарбаева в Китай. Тогда же подписали целый ряд соответствующих соглашений.
Китай в Казахстане: молчание правительства рождает домыслы
8 июня 2017 года в Астане прошли переговоры Назарбаева и Си Цзиньпина, где снова лидеры государств подтвердили необходимость углубления двустороннего сотрудничества.
— А сейчас как обстоит дело с этим сотрудничеством? Насколько оно плодотворно на самом деле?
В январе-декабре 2017 г. объем торговли между Казахстаном и Китаем (согласно данным китайской стороны) составил 18 млрд долларов, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 37,4%. Экспорт из КНР в РК составил 11,64 млрд долларов, импорт из РК в КНР — 6,36 млрд.
— И кроме торговли нас многое связывает с Китаем.
— Сейчас прорабатывается проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Евразия» по маршруту Пекин-Астана-Москва-Берлин. Протяженность магистрали – 9,5 тыс. км. В целом магистраль может быть построена за 8-10 лет, окупится за 16 лет эксплуатации. К 2050 году пассажиропоток может составить 36,9 млн человек, объем перевозок — 12,6-20 млн тонн. Максимальная скорость — 350 км/час, средняя — 250 км/час. То есть
пассажир сможет доехать из Пекина в Берлин за 40 часов
Китайцы выступают за скорейшее открытие транзитных перевозок грузов по автомобильной дороге в направлении Китай – Казахстан — Россия, а также автомобильных маршрутов между Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, Восточно-Казахстанской областью РК и Омской областью РФ.
Не менее важны создание до 2020 годах совместных индустриальных проектов в металлургии, химии, производстве удобрений, машиностроении.
Насколько сильно Казахстан зависит от китайских товаров?
В сфере культурно-гуманитарного сотрудничества приоритетным направлением является сотрудничество в сфере образования и науки. В Казахстане функционируют 4 университета Конфуция (вскоре будет открыт еще один в Шымкенте). В настоящее время в КНР обучается около 14 тысячи казахстанских студентов.
— Но вернемся к ЕАЭС. Например, местные критики считают, что это объединение вредит не только нашему бизнесу, но и ставит под угрозу сам суверенитет.
— Руководство Казахстана рассматривает ЕАЭС как экономическое объединение. В том числе и отвечая на непрестанную критику со стороны национал-популистов. Что характерно, интеграционные настроения в Казахстане поддерживают не только представители старших поколений, большая часть жизни которых прошла в СССР, но и молодежь. При этом, успокаивая Запад, Назарбаев неоднократно подчеркивал, что ни о каком воссоздании СССР речи не идет. И
западным партнерам вообще нужно изживать стереотипы холодной войны, они серьезно мешают
Итоги экономического развития ЕАЭС в 2017 году свидетельствуют о росте промышленного производства на 1,7%; продукции сельского хозяйства – на 2,5%%; грузооборота – на 5,6%; пассажирооборота – на 6,8%.
В январе-ноябре 2017 взаимная торговля Казахстана со странами ЕАЭС составила 15 599,2 млн долларов (22,46% внешнеторгового оборота). По сравнению с тем же периодом 2016 года выросла на 28% .
Эти
факты несколько остудили «евразопессимистов», которые пытались доказать бесперспективность интеграции,
ссылаясь на данные о снижении в 2015-2016 годах товарооборота Казахстана с членами ЕАЭС, в том числе с Россией. При этом они игнорировали истинные причины падения — в основном мировое падение цен на энергоносители и сырьевые товары.
https://365info.kz/2017/08/eaes-eto-pirog-kazhdyj-hochet-kusok-pobolshe-kusainov/
Хотя и сегодня мы наблюдаем такие пропагандистские «выбросы», которые на самом деле являются отражением борьбы среди политической элиты. Настораживает, что такие информационные атаки участились. Зато успокаивает то, что высшее руководство страны придерживается здесь четкой и ясной позиции. В конце декабря 2017 года Нурсултан Назарбаев на встрече с Владимиром Путиным в Москве заявил: «Считаю своей задачей укрепить наши взаимоотношения, продолжить и передать потом далее».
Такую позицию разделяют и высшие казахстанские чиновники, реально оценивающие ситуацию и не идущие на поводу у русофобски настроенных публицистов.
— Сегодня ни одно государство, даже самое крупное и успешное, не может развиваться в одиночку. Поэтому
мировое сообщество проявляет интерес к деятельности ЕАЭС
и уже воспринимает его как сложившееся и успешно действующее международное экономическое объединение. Одновременно и для Казахстана возрастает экономическое и геополитическое значение членства в организации. Мы не имеем выхода к океану (а значит, и к международным торговым маршрутам), а 80% мирового промышленного потенциала сосредоточено в прибрежных зонах. Это значит, что нужно создавать союзы со странами, у которых такой выход есть. И тогда мы сможем использовать свой транзитный потенциал. Развитая транспортная инфраструктура в свою очередь приведет к расширению промышленного производства в стране.
Уже сделано немало, но еще больше предстоит.
Нужно в первую очередь, чтобы простые люди ощутили на себе преимущества ЕАЭС
Следует быстрее формировать действительно единое «безбарьерное» экономическое пространство, преодолеть «недоинтеграцию».
Мы находимся только в начале долгого пути. Вполне уместно вспомнить китайскую пословицу, которая гласит: «Путешествие в тысячу ли начинается с первого шага».