Экономист Рахим Ошакбаев убежден, в Казахстане нужно запретить заводить разговоры о введении единой валюты. Это шаг ведет Казахстан к потере своей высшей ценности — независимости.
Такое однозначное мнение эксперт высказал в интервью информационному агентству Dalanews.kz.
Поэтому экономист требует, чтобы все, включая «уважаемого Петра Владимировича Своика и некоторых казахстанских «футурологов» — авторов провокационных прогнозов, прекратили любые разговоры о создании единой валюты».
Ошакбаев убежден, что все разговоры об этом всего лишь иллюзии отдельных экспертов и политиков, ностальгирующих по ушедшим в небытие советским временам. Ведь ни одна страна, входящая в состав Евразийского экономического союза, не откажется от своей независимости.
Более того, экономист уверен, что те, кто продолжают муссировать
разговоры о необходимости введения единой валюты, толкают людей на проявление протеста
А это может привести к волнениям в Казахстане.
Поэтому экономист выражает огромную благодарность министру ЕЭК Татьяне Валовой. В ходе закрытой дискуссии на Евразийской неделе она публично озвучила позицию:
речь о единой валюте ЕАЭС не может идти в принципе
В то же время Рахим Ошакбаев нисколько не сомневается целесообразности создания ЕАЭС. Он считает, что на данном этапе, когда с момента создания ЕАЭС прошло всего три года, говорить о его неэффективности поспешно.
По его мнению, в первую очередь необходимо отказаться от завышенных ожиданий от ЕАЭС.
К примеру, по словам экономиста, в настоящий момент поставлена задача к 2019 году сформировать общий электроэнергетический рынок ЕАЭС, а к 2025-му – общий финансовый рынок (в финцентром в Алматы) и общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов.
Однако экономиста смущают следующие вопросы:
Тем более, к строго оговоренной дате?
Как говорит эксперт, пока мы не можем создать эффективного заявленного общего рынка, даже по доступу к товарам и услугам.
На его взгляд, необходимо исходить из принципа, что интегрироваться нужно только в тех сферах, где для сторон очевидны экономические интересы.
Для этого должна вырабатываться страновая позиция. Причем, по мнению Ошакбаева, формировать ее необходимо на основе интересов конкретных отечественных компаний и отраслей, и самое главное, интересов граждан.
Возможно, за вышеупомянутыми кейсами, связанными с запретом к доступу для казахстанских сельхозпроизводителей на рынок России, стоят интересы отраслевых лоббистов. В соответствии с ними вырабатывается и нынешняя страновая позиция РФ на рынке ЕАЭС.
Если субъекты бизнеса поймут очевидную выгоду создания общего рынка – электроэнергии, финансов, газа, нефти и нефтепродуктов – только тогда его и следует формировать. Решения и инициативы должны продвигаться снизу вверх (bottom-top), а не сверху вниз (top-bottom).
Рахим Ошакбаев считает, что в настоящий момент к таким шагам никто и не готов. Просто когда-то на волне эйфории решили:
«А давайте возьмем высокую планку интеграции — создадим общий рынок электроэнергии, финансов, газа, нефти, нефтепродуктов».
Экономист сильно сомневается, что кто-либо готов к столь высокой степени интеграции вышеупомянутых рынков. Объявлять можно все что угодно, другое дело, что на самом деле эти рынки могут не состоятся.
Эксперт предлагает поставить перед ЕАЭС более приземленные цели и реализовать простые совместные проекты, направленные на повышение доверия к интеграционному объединению, прежде всего, со стороны населения. Простые люди должны ощутить от интеграции какую-то очевидную пользу для себя. Это позволит обеспечить евразийский интеграционный проект общественной поддержкой.
К примеру,
разрешить гражданам стран-членов ЕАЭС совершать покупки в магазинах duty free в аэропортах
И ничего непреодолимого тут нет, это достаточно просто осуществить, уверен Ошакбаев.
Он предлагает осуществить еще ряд мер:
что позволит снизить стоимость авиаперелетов внутри ЕАЭС.
Тогда действительно на уровне обывателя появится осознание очевидных выгод участия в ЕАЭС и связанного с этим комфорта.