Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.47
EUR
475
+0.97
RUB
4.8
+0.04

Хроники Туркменистана: все еще хуже, чем кажется? — обзор СМИ

8638
Бердымухамедов, штанга, Туркменистан

Туркменистану не хватает денег не только чтобы рассчитаться с иностранными кредиторами, но и помочь собственным гражданам, пострадавшим от стихии. Фермеров заставляют заниматься нерентабельным производством, а студентам ограничили учебу за рубежом. Зато власти снова запретили автомобили темных расцветок.

Об этом пишут оппозиционные и иностранные СМИ.

Если откажетесь — будет еще хуже

Туркменских фермеров буквально заставляют выращивать тутовый шелкопряд, пишет Азатлык. Но из-за низких закупочных цен это производство для крестьян нерентабельно, поэтому с ним предпочитают не связываться. Однако местные власти «ищут подходы», главным образом командно-административные. И это продолжается уже не первый год.

https://365info.kz/2019/04/turkmenskie-realii-gazovye-ambitsii-i-slabye-granitsy-issledovanie

Например, в Лебапском велаяте еще в 2018 году за каждый килограмм коконов крестьянам обещали выдавать 10 кг кормов для скота. И кому-то действительно дали, но многие остались ни с чем, утверждают журналисты.

— В этом году тоже пообещали корм, но люди не верят и отказываются. Тогда пригрозили, что отнимут арендованные земли, — цитирует портал одного из крестьян.

Закупочная цена на коконы — 7 манатов за килограмм.

По официальному курсу это 2 доллара, а на черном рынке доллар стоит в несколько раз дороже

Такие цены не оправдывают затрат.

— Уход за шелкопрядом адский труд. Надо на месяц освободить несколько комнат, а самим жить во дворе. Кроме того, тутовника мало, не хватает, — сказал один из лепабских фермеров.

Главная задача властей Туркмении — не допустить массовых протестов

Именно этому велаяту поручена сама большая часть работ. Всего в 2019 году туркменские власти запланировали произвести 2 тыс. тонн, а на долю Лепаба приходится чуть больше 900 тонн.

Примерно так обстоит дело и в остальных областях, утверждает портал. Мало того, к работам пытаются привлечь и бюджетников.

— Сейчас учителей и медработников агитируют взять шелкопряд для ухода. По крайне мере, пока им еще не начали угрожать. А в 2018 это имело место быть, — сообщил Азатлык.

Проблемы начались, когда рухнули цены на газ

Желающие судиться с Туркменистаном иностранные компании «выстраиваются в очередь», передает агентство Рейтерс. Причиной тому различные долги перед кредиторами.

А тем временем в стране не хватает налички даже для собственных граждан

— Местные наблюдатели говорят, что проблема не ограничивается только компаниями-кредиторами. Правительство настолько задавлено тратами на строительство дорогостоящих объектов, что даже не в состоянии выплатить компенсации своим гражданам, пострадавшим от селей, — утверждает агентство.

Туркменистан спасался от российских долгов и набрал китайских — исследование

Масс-медиа передают, что правительство уже давно не может заплатить инвесторам. И споры, соответственно, длятся не первый месяц и даже год.

Проблемы начались, когда упали цены на мировом рынке, в частности, на газ. До 2015 года доходы от его экспорта «зашкаливали», а экономика процветала. Рейтерс утверждает, что

тогда в строительство заводов и других крупных объектов правительством были вложены миллиарды долларов

Кроме того, привлекались и иностранные инвестиции.

— По расчетам бывшего туркменского чиновника, кроме Гарлыкского горно-обогатительного комбината, который работает намного ниже проектной мощности, для туркменской экономики непосильной тяжестью стали многие масштабные проекты. Это железные дороги, множество фешенебельных гостиниц, конгресс-залов, здания министерств, Олимпийский городок и другие спортивные сооружения, а также новые аэропорты, порт Туркменбаши, искусственные острова, туркменское озеро «Алтын Асыр» и многое другое, — перечисляет портал.

В Ашхабаде люди стоят в очередях за хлебом

Потом цены обрушились, а тут еще и Россия (один из двух крупных покупателей) перестала покупать туркменский газ. После этого иностранным компаниям перестали выплачивать полагающееся по контрактам. Конечно, не всем, но для небольшой очереди кредиторов набралось достаточно.

В качестве примера журналисты приводят турецкую фирму «Полимекс». После прихода к власти Гурбангулы Бердымухамедова она стала крупнейшей иностранной строительной фирмой. Ненадолго.

— Она была выставлена из страны, и тут же у нее возникли притязания по неоплаченным долгам,

— утверждают журналисты.

Ранее российская МТС требовала от туркменских властей выплатить ей 750 млн долларов. Недавно сумма увеличилась до полутора миллиардов.

Молодых людей не выпускают за границу

Туркменские студенты, обучающиеся в таджикских вузах, опасаются ездить домой,

передает Азаттык. Якобы потому что снова попасть в Таджикистан им могут не позволить.

— С начала нынешнего учебного года только из Таджикского педагогического университета после поездок в Туркменистан не вернулись на обучение около 100 студентов и еще несколько из медуниверситета, — утверждают журналисты.

https://365info.kz/2019/03/turkmenistan-berdymuhamedov-stremitsya-v-regionalnye-lidery-issledovanie

Эти факты подтверждают как таджикские власти, так и различные вузы. Чтобы помочь студентам, обращались даже в туркменское посольство в Душанбе. Но там заявили, что ничем помочь не смогут.

— Туркменские студенты боятся открыто беседовать и рассказывать о своих проблемах, опасаясь создать проблемы своим близким. Но они признают, что

воздерживаются от возвращения на родину, так как у них нет никаких гарантий, что потом они смогут выехать,

— пишет портал.

При этом туркменские власти эти проблемы отрицают, а официальные статданные по обучающимся за рубежом студентам не публикуются.

Зато есть данные таджикской статистики. Они гласят, что в стране получают высшее образование более 2 тыс. граждан Туркменистана.

У журналистов цифры еще выше — около 4 тыс.

Помимо Таджикистана, туркменские абитуриенты выезжают и в другие страны.

Это количество может исчисляться десятками тысяч

Накануне туркменский минобр опубликовал списки иностранных вузов, дипломы которых будут признаваться в стране. Таджикистана в них нет.

Цвет имеет значение

В Ашхабаде снова начали запрещать темные автомобили,

сообщает портал Туркмен.ньюс. Полицейские останавливают их и отправляют на штрафстоянки. При этом

они ссылаются не на законы, а «указания сверху»

Портал отмечает, что перекраска машины в столичных сервисных центрах обойдется около тысячи долларов — по туркменским меркам это очень много. Правда, частники могут запросить и на четверть дешевле.

Охота на ведьм, запрет на цветные авто… Что вообще происходит в Туркменистане?

– Стоимость объясняют дорогой краской, которую приходится покупать за рубежом, — цитирует портал одного из столичных автомобилистов.

На цвет машины обращают внимание и при техосмотре, так что владельцам темных авто придется раскошелиться

«В Ашхабад ввели не танки, а русский алфавит»: американка рассуждает о «туркменскости»

— В заявлении на имя начальника дорожной полиции автовладелец должен указать причину изменения отмеченного в техпаспорте цвета. Как правило, в качестве причины называют жаркий климат и связанные с ним неудобства эксплуатации темных авто. В отсутствие официального запрета на автомобили темных расцветок люди перекрашивают машины как будто по личной инициативе, — пишет портал.

Журналист рассказал историю, когда в заявлении автолюбитель указал реальную причину: мол, перекрашивает, потому что ездить на темном авто запретили полицейские. Заявление заставили переписать.

Многие вообще предпочитают ставять личные авто «на прикол», потому что за стоимость покраски в Ашхабаде спокойно можно несколько лет ездить на такси.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter