Поиск колдунов ради пополнения бюджета. Эвакуация цветных автомобилей с улиц городов из-за того, что они «несчастливые». Запрет на вождение для женщин, потому что «исправили ситуацию». Запрет на обналичивание денег без предварительного предупреждения. Взятки ради попадания в очередь к автомалярам… С начала 2018 года все это стало реальностью в Туркменистане.
То, что сейчас происходят в Туркменистане, местные журналисты называют не иначе, как «охотой на ведьм». С января полиция республики всерьез взялась за «палчи» — колдунов, занимающихся гаданием, наведением порчи, приворотом и прочим. Подобные услуги востребованы среди туркменов, поэтому предложений хватает (в некоторых случаях, говорят, в качестве палчи выступают священнослужители).
Но усиленная
работа по выявлению колдунов ведется не в рамках борьбы с мошенничеством, а для … пополнения бюджета
По данным «Хроник Туркменистана», задержанных привозят в полицейские участки, где на них составляют протокол, обвиняя в административном нарушении. Штраф – 100 манатов, что примерно равно 10 долларам по курсу черного рынка или 28,5 долларов по официальному курсу.
Сенат одобрил демаркацию границы с Туркменистаном
«Причина внезапной активности полиции заключается в том, что, как сообщает источник «Хроники Туркменистана» из чиновничьих кругов, силовым ведомствам было поручено «пополнять бюджет любой ценой», — говорится в тексте новости.
Если подобные штрафы так важны для бюджета, значит имеет место одно из двух: либо колдунов очень много и за счет их количества можно неслабо пополнить казну, либо
все настолько плохо, что даже 10 долларов кажутся для бюджета неплохими деньгами
Второй вариант вполне вероятен. В июне 2017 года глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов сделал весьма неожиданное заявление: он потребовал от глав регионов самим искать способы выплат зарплат бюджетникам. Деньги на эти цели можно найти только у населения, поэтому самой распространенной мерой стала поголовная выписка штрафов по любому поводу.
Самая большая надежда бюджета, видимо, сейчас связана с дорожными полицейскими,
на долю которых выпала ответственная миссия: они должны собрать денег на зарплату не только себе, но и для коллег других государственных учреждений. Этим объясняются участившиеся случаи штрафования автовладельцев по любому поводу. При этом зачастую «бьют по своим» — другим работникам бюджетных же структур.
«Сейчас
дорожная полиция останавливает даже служебные машины с госномерами и требует предоставить путевой лист
с указанием фамилий пассажиров — сотрудников данной структуры. Если такового у водителя не оказывается, выписывается штраф», — сообщают «Хроники Туркменистана».
Но штрафы – это далеко не все. Куда интереснее решение лишить женщин Туркменистана возможности управлять авто.
«В течение двух последних недель женщинам в Туркменистане, имеющим водительские права, звонят люди, которые представляются участковыми и подробно расспрашивают о том, когда они получили водительское удостоверение, сколько было попыток сдать экзамен, кто оплачивал покупку автомобиля и на какие средства содержится машина. После расспросов женщин предупреждают, что те, кто получил права в последние пять лет, должны явиться на пересдачу экзаменов», — пишут «Хроники Турменистана».
Запрет на управление авто в Туркменистане и другие нелепости, унижающие женщин
По информации издания, дорожная полиция Туркменистана останавливает на дороге женщин-водителей и изымают у них водительские права, сообщая, что теперь садиться за руль женщинам запрещено. Никаких письменных указов и постановлений при этом предъявить полицейские не могут, ссылаясь на устные распоряжения начальства. Информацию подтверждают и другие источники: по данным АНТ, у сотрудниц госучреждений, приезжающих на работу на личном авто, взяли расписку о том, что они обязуются не садиться за руль. Тут же объясняют и причину происходящего:
«Источник АНТ, близкий к службе дорожной инспекции, сказал, что 5 декабря
министр внутренних дел Исгендер Муликов представил главе государства информацию, что по статистике, большая часть ДТП в стране происходит по вине водителей-женщин
или с их участием. Президент поручил министру «исправить ситуацию».
С 2015 года в Туркменистане запрещен импорт автомобилей черного цвета. Сделано это неофициально, но негласный закон действует до сих пор: такую машину нельзя поставить на учет, причем объяснения вряд ли будут. Неофициальная, но вполне реальная версия гласит, что любимый цвет Гурбангулы Бердымухамедова – белый, и он «приносит удачу». Черный же, соответственно, удачу отпугивает, а потому суеверный президент Туркменистана старается убрать его отовсюду.
Дошла очередь и до темных автомобилей, которые еще остались в стране. Еще в конце 2017 года дорожная полиция начала без объяснения причин эвакуировать на штрафстоянку машины темного цвета. В январе началась охота и на машины других цветов: теперь эвакуации подлежат красные, синие, зеленые и прочие автомобили.
«Так как относительно запрета на использование черных машин не было издано письменных постановлений и приказов, сотрудники ДПС трактуют распоряжение по-своему, произвольно решая, какие оттенки разрешены, а какие нет», — комментируют ситуацию местные СМИ.
Забрать машину со штрафстоянки можно лишь пообещав перекрасить автомобиль в белый цвет. Но этого мало: необходимо, чтобы тебе это разрешили сделать. Для этого надо дать взятку: разрешение стоит около 1000 манатов (примерно 100 долларов по курсу черного рынка). Покраска – намного дороже: 10-12 тысяч манатов, при том, что несколько месяцев назад цены были в разы ниже.
Акции по изъятию цветных автомобилей ведутся не только в Ашхабаде, но и в других городах республики. Говорят, существует план: по две машины в день на каждого сотрудника.
В январе для граждан Туркменистана был приготовлен еще один сюрприз: снять деньги с карт местных банков за пределами страны теперь весьма проблематично. В середине декабря 2017 года Туркменвнешэкономбанк (государственный банк Туркменистана) ввел очередные ограничения на снятие денег с пластиковых карт за рубежом. Официально, согласно новым правилам, граждане страны могут обналичить в месяц не более 500 долларов. При этом в сутки можно снимать не более 50 долларов наличными и проводить безналичные расчеты на сумму не более 200 долларов.
Но вместо ограничения вышел тотальный запрет:
снять даже 10 долларов или провести минимальный безналичный расчет в 2018 году удалось не всем
«Во Внешэкономбанке внятного ответа на свои возмущения клиенты не получили. Одному из обратившихся заявили, что теперь перед зарубежной поездкой необходимо обратиться в Миграционную службу и получить от них специальное письмо-разрешение, которое нужно предоставить банку. После этого банковскую карту разблокируют. Другой читатель сообщает, что в банке ему сказали, будто снимать деньги можно с того числа, когда были сняты последние $50 (из $500 разрешенных) предыдущего месяца <…> На официальном сайте Внешэкономбанка Туркменистана о нововведениях и очередных ограничениях не сообщается», — пишут местные СМИ.
И «Хроники Туркменистана», и АНТ (Альтернативные новости Туркменистана) не являются государственными, а потому поднятые ими темы в официальных СМИ не встречаются. Там больше о достижениях страны, общем процветании Туркменистана и росте благосостояния граждан. Картина полностью отличается от той, что рисуют альтернативные СМИ. По их данным, например, из-за нехватки денег у населения базары пустовали даже в предновогодние дни. По официальной версии граждане страны «с открытыми сердцами и светлыми помыслами встретили <…> Новый год, готовые к осуществлению смелых планов и масштабных замыслов под руководством Президента Гурбангулы Бердымухамедова!».
Какой версии верить – личное дело каждого. Но закончить хотелось бы еще одной небольшой новостью:
«30 декабря на «90-м разъезде» под Ашхабадом (село Рухабад) весь день не работала служба скорой помощи. В «скорой» не отвечали на телефонные звонки, соответственно, не выезжали и на вызовы. Как удалось выяснить корреспондентам «Хроники Туркменистана», на станции «неотложки» не было бензина. На телефонные звонки диспетчеры не отвечали, так как им запретили говорить, что «скорая» не приедет».