Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
480
0.00
EUR
532
0.00
RUB
5.27
0.00

Генпрокуратура Узбекистана втянута в скандал стоимостью 15 млн евро

3632

Эта история началась в 2008, когда Плужников решил продать работу знаменитого художника, вывезенную в Ташкент после Второй мировой войны из Берлина.

«Картина принадлежала моему отцу, который работал в КГБ Узбекистана с 1953 года. По наследству после смерти моего отца она перешла мне. В 2014 году я отдал ее Комилу Юлдашеву, который занимался продажей произведений искусств», — рассказывает Плужников.

Бывший депутат узбекского парламента Комил Юлдашев, занимающийся перепродажей произведений искусства, вызвался подыскать ему покупателя. О чем собственноручно написал расписку, обязуясь вернуть картину «по первому требованию владельца». Под нее им был внесен залог – 50 000 долларов.

После успешной продажи Плужников должен был получить еще 15 тысяч долларов, а все, что удалось бы получить сверху, должно было составить прибыль самого Юлдашева, о чем последний сам же и написал в заявлении о явке с повинной.

Однако, узнав о настоящей стоимости картины, экс-парламентарий решил ее присвоить

Неоднократные обращения Плужникова в правоохранительные органы (в 2014 он подал заявление в Яккасарайское РУВД) с просьбой вернуть его собственность, со слов самого истца, результатов не принесли.

Уголовные дела против Юлдашева неоднократно возбуждались, менялось множество следователей, а затем эти дела закрывались втайне от самого потерпевшего. В материалах следствия есть аудиозапись, где Юлдашев признается, что это он «закрывал» возбужденные против него дела.

По версии следователей, подельник Камила Юлдашева – гражданин Америки Рафаэль Фузаилов – в 2010 якобы вывез графическую работу Рембрандта из Узбекистана в Израиль, а в 2018 тем же путем ввез обратно.

А поскольку вывоз художественной ценности был незаконным, это и стало поводом для ее конфискации

Последующий суд подтвердил правильность этого решения. Примечательно, что возвращение работы художника будто бы произошло после того, как 9 июня 2018 ответчик Юлдашев в кабинете старшего следователя по особо важным делам управления по расследованию особо тяжких преступлений при генпрокуратуре Х. Атаева

написал явку с повинной на имя генпрокурора Отабека Муродова с обещанием «доставить картину на родину»

По закону, если чужая вещь куда-то вывозится или кто-то совершает над ней преступление, владелец не может нести за это ответственности и после разбирательства вещь ему возвращается (если это не специально изготовленное орудие преступления – отмычка, нож и т. д.).

Плужников, с его слов, картину никуда не вывозил, ни в каком нарушении таможенного законодательства или контрабанде не участвовал, следовательно,  отобрать у него собственность нельзя.

Как изымалась картина

В начале июня 2018-го дело было передано в генпрокуратуру и невзирая на все доказательства вины Юлдашева, его собственное признание и расписку, по решению суда 29 июня 2018 года Плужников был превращен в свидетеля, а экс-депутат – во владельца картины.

Плужников уверен, что в Израиль картину никто не возил, а с помощью этой «комбинации» глава прокурорского ведомства задумал отобрать у него дорогостоящее произведение.

Оценка возможной стоимости работы Рембрандта

Хозяином графической работы Рембрандта на основании расписки о передаче Плужникову 50 тысяч долларов, которые интерпретируются не как залог, а как свидетельство ее купли-продажи, был объявлен Камил Юлдашев. У него же за «нарушение таможенного законодательства» художественное произведение и было конфисковано.

Как считает Плужников,

Юлдашев был вынужден подыгрывать следствию, поскольку отсидел лишь 2,5 года из 10

по статье за «незаконное приобретение и хранение оружия» и в случае отказа от «сотрудничества» может отправиться досиживать оставшийся срок.

По словам истца, за время следствия Юлдашев придумывал различные противоречащие друг другу версии о местонахождении работы Рембрандта. Затем на протяжении почти четырех лет (с 2014 по 2018) якобы говорил, что «в глаза эту картину не видел». А в июне 2018, когда состоялась его вынужденная «явка с повинной», стал уверять, что «купил картину у Плужникова за 50 000 долларов» (забыв, что в заявлении о своей «явке» признался в получении ее у владельца для продажи).

Из потерпевшего в свидетеля

«Я считаю, что мою картину присвоил генпрокурор Отабек Муродов, используя свое служебное положение, — говорит Андрей Плужников. – А непосредственными исполнителями выступили начальник 18-го отдела следственного управления генпрокуратуры Ш. Мухамеджанов и двое его подчиненных-следователей – Хусан Атаев и Батыр-оглы Расулджан.

Совместными усилиями они лишили меня статуса потерпевшего и вывели из уголовного дела, превратив в «свидетеля» – видимо, того, как у меня нагло отнимают мою же картину.

Это преступный сговор между сотрудниками следственной группы прокуратуры и двумя подельниками

– Камилом Юлдашевым и Рафаэлем Фузаиловым, так как в одиночку начальник 18-го отдела Мухамеджанов не смог бы все это организовать», — утверждает владелец картины.

Цитата из приговора судьи Яккасарайского райсуда Тимура Касымова:

«Версия Фузаилова по вывозу картины в Израиль и обратно в Узбекистан отрицается справкой погранслужб при СГБ».

После этого суд должен был бы прервать свою деятельность, чтобы выделить дело в отдельное производство и вернуть в Генпрокуратуру – на доследование по ч. 3, ст. 168 («Мошенничество»). Но этого не произошло.

«После того, как меня из собственника картины превратили в «свидетеля», я регулярно пытался пробиться к генпрокурору Муродову на встречу, но меня упорно вычеркивали из списка за день-два до приема. Полагаю, по прямому указанию Муродова», — рассказывает Плужников.

Выписка из материалов дела

Плужников полагает, что историю с вывозом картины в Израиль полностью придумали следователи

Он указывает на то, что кроме утверждений Юлдашева и его напарника Фузаилова, не существует ни одного доказательства. Тот факт, что на обратной стороне картины проставлены знаки свастики и символы Третьего рейха, тоже свидетельствует, что никакого ввоза в Израиль и вывоза из него не было. Там жесткий досмотр, и пограничники обязательно поинтересовались бы, что это такое.

К тому же она в упаковке из дерева и стекла, с соответствующими сопроводительными документами и музейным номером №645, с доказательствами того, что была откуда-то ввезена нацистами в Берлин в 1940, а вывезена в 1945.

Картина слишком заметна, чтобы тайно перевезти ее через границу, тем более дважды. Это просто невозможно!

А что говорит Конвенция ООН?

Не дождавшись реакции органов власти на беспредел с отъемом принадлежащей ему собственности, 13 февраля Андрей Плужников и правозащитница Елена Урлаева устроили пикет у здания генпрокуратуры. На плакате, который держал потерпевший, было написано:

«Требую вернуть мою собственность – картину голландского художника Рембрандта Ван Рейна, которую, я считаю, незаконно присвоил генпрокурор Узбекистана Муродов с помощью следователя Мухамеджанова».

После чего сотрудник генпрокуратуры Хаитов принял у Плужникова жалобу на действия следователя 18-го отдела генпрокуратуры Ш. Мухамеджанова, пообещав разобраться.

«Если исходить из материалов дела, должностные лица проигнорировали и Конвенцию ООН о незаконном ввозе-вывозе и незаконной передаче права собственности на культурные ценности, ратифицированную Узбекистаном 22 декабря 1995 года.

Пятая статья этой Конвенции, подписанной более 180 странами ООН, предписывает

«следить за тем, чтобы любому случаю исчезновения культурной ценности придавалась соответствующая огласка»,

но ни одной из этих стран не было сообщено об истории отъема картины Рембрандта», — говорит Андрей Плужников.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter