Если люди станут богатыми, на их доходах и предприниматели «поднимутся».
Принципы социального государства у нас должны быть изменены. Нынешняя парадигма предусматривает поддержку в первую очередь бизнеса, который якобы должен уже помочь разбогатеть обществу. Экономист Айдархан Кусаинов считает, что она не работает, требуется другая. В первую очередь помогать нужно простым людям, тогда они и экономику улучшат, хотя бы увеличенным потреблением. Об этом Айдархан Кусаинов заявил на площадке аналитической группы КИПР.
По мнению эксперта, перемены назрели в силу целого списка причин.
Во-первых, этот шаг нужен для восстановления не только эффективного взаимодействия с обществом, но и доверия.
— Сегодня,
к сожалению, любые инициативы правительства воспринимаются в штыки. Все время есть ощущение, что нас где-то обманывают
Нужно как-то восстанавливать доверие и что-то предлагать, — считает эксперт.
Во-вторых, это может что-то противопоставить радикализму и экстремизму. То есть Кусаинов полагает, что новая парадигма «даст идею молодежи, потерявшейся в мире».
Мировые тренды: пенсии уменьшаются, пенсионный возраст растет
В-третьих, для выработки новой экономической политики.
Она должна в первую очередь решать социальные проблемы
В-четвертых, для «наполнения смыслом госпрограмм».
— Существуют достаточно хорошие госпрограммы, но реализуются неправильно, потому что мало кто понимает смысл. Или каждый исполнитель думает и реализует по-своему, — пояснил Кусаинов.
Эксперт считает, что «все люди должны понимать, куда мы идем и зачем, для чего все это делается». Без понимания «любой шаг будет пугать или вызывать протест».
Особо Кусаинов подчеркивает, что сами понятия «социальной справедливости», «достойного уровня жизни» и тому подобные — «все это сформированы ценностями, которые есть в текущем обществе». То есть в одних странах одни, в других другие.
А само понятие «социального государства» содержит как раз вышеприведенные термины.
Ценности индивида определяются обществом, делает вывод экономист. При этом
у Запада и Востока разные ценностные платформы
Эти две стороны зачастую не понимают друг друга, хотя это не значит, что у кого-то платформа лучше или хуже, — сказал эксперт.
Отдельно он остановился на развитии западных платформ. Например,
социальное государство появилось в ответ на трансформацию общественного сознания, которая привела к росту социалистических настроений
— Когда появились классы, которые требовали защиты, начало расти социалистическое движение. И тогда из страха перед этими настроениями в 19 веке было придумано социальное государство, — подчеркнул Кусаинов.
Сегодня реальность изменилась, происходят серьезные ценностные сдвиги.
Рушатся сами долгосрочные ценности, на которых все базируется
Среди них семья, религия, миропорядок.
— При этом все время множатся краткосрочные убеждения. Сейчас идеалы – это всякие звезды соцсетей. Соседи не знают друг друга, люди уходят в соцсети, в интернет, могут там жить и чувствовать себя совершенно комфортно, — сказал Кусаинов.
Мир стал с одной стороны объединенным, а с другой – разъединенным
Говорить об объединенном с одной стороны мире тоже возможно. В процессе урбанизации люди стали жить в городах, кучнее и ближе друг к другу.
Социальные сети в Казахстане: Instagram для молодежи, «Одноклассники» для пенсионеров
— Мобильность объединяет, потому что люди переезжают, и разъединяет – потому что они уезжают. Так же действуют перетоки капитала, — уточнил эксперт.
Соответственно, общественное сознание стало аморфным и разрозненным.
С одной стороны, оно манипулируемо, с другой – непредсказуемо
С индивидуальным сознанием, заявил Кусаинов, все еще хуже.
Отсюда же, например, проистекает проблема молодежных суицидов
— Потеряны принципы и идеалы: родителям не верят, традиционной религии не верят, кому верить — непонятно, появляются разные секты и гуру, — перечислил эксперт.
Из сказанного Кусаинов сделал несколько выводов. Первый из них: если раньше политика подстраивалась под долгосрочные традиционные ценности, сегодня этого уже нет.
Молодежную политику в Казахстане необходимо улучшать — Ермекбаев
— Сегодня общественное сознание само очень быстро меняется. Шесть лет назад США не говорили о защите своих рынков. Сегодня все наоборот: Китай – главные глобалисты, а США – самые главные антиглобалисты, — сказал он.
Соответственно, политика сама изменяет сознание.
Возвращаясь к теме, Кусаинов отметил, что в первую очередь следует заменить «главную парадигму нашей социально-экономической политики». Сейчас
основная цель — это богатый бизнес, который якобы должен сделать богатым государство
Но Кусаинов предлагает другой путь. От идеи «богатый бизнес – богатое государство – богатые люди» к идее «богатые люди – богатый бизнес – богатое государство».
Нужно, чтобы богатыми были граждане. На них будет зарабатывать бизнес, отсюда и произойдет благосостояние государства
— Как только человек начинает думать в такой парадигме, абсолютно теряется смысл в гонке за рейтингом Doing Business, сами по себе отваливаются всякие ГПФИИР, ДКБ, ФНБ, НУХ, — заявил он.
Новую цель для «нефтяных денег» предложил экономист Рахим Ошакбаев
В чем кардинальная разница, эксперт тоже объяснил. Если работает формула «богатство бизнеса ведет к богатству государства», власть начинает активно заниматься вопросами бизнеса, всячески ему помогает, составляет программы поддержки и так далее.
— Если во главу угла поставить благосостояние человека, интереснее для нас станут другие существующие рейтинги, такие как Comfort of Life, Where to born. Наверное, тогда у нас будут и другие госпрограммы – например, форсированного социально-здравоохранительного развития, дорожная карта демографии, доступная инфраструктура и так далее. Когда изменится сама парадигма, старые программы уже не придут в голову, — считает Кусаинов.
Продолжение следует