В чем причины радикализации молодежи Кыргызстана? Какие методы используют экстремисты, чтобы заманить молодых кыргызстанцев в опасные сети? И что делать властям, дабы погасить пыл неразумных? Расскажут аналитики, политологи, религиоведы.
Исследователь-аналитик Константин Ларионов отметил, что радикальные религиозные организации все еще притягивают к себе молодежь, пишет ИАЦ. Причины такой «привлекательности», по мнению спикера, носят комплексный характер.
— Во-первых, социальное пространство выражено небезопасной социальной средой проживания. Государство, к сожалению, не может в достаточной степени обеспечивать правопорядок. К тому же, у правоохранительных органов отсутствуют действенные критерии определения преступников из религиозно-экстремисткой среды. Это приводит к снижению доверия молодежи к деятельности государственных органов и местных органов самоуправления.
Особое беспокойство вызывает активность представителей противозаконных религиозных образований в местах лишения свободы,
где формируются так называемые «тюремные джамааты», распространяющие свою деятельность и на организованные преступные группировки.
Пополнение происходит за счет разных слоев. Также неблагополучную среду создают семейное насилие и несправедливое отношение к женщинам.
Во-вторых, вследствие слабой занятости, особенно в регионах, отдельные представители молодежи готовы вступать в авантюристские предприятия, чтобы проявить себя в экстремальных ситуациях.
Молодые люди имеют большие амбиции и при этом ограниченный доступ к принятию решений и возможности менять социальную среду.
Сформированное чувство иждивенческого отношения к государству порождает обиды, приводя к отстраненности
от общественных процессов.
В-третьих, высоким остается недовольство со стороны представителей общества несправедливостью, вызванной неравным распределением благ, существованием пропасти между богатыми и бедными.
В-четвертых, в обществе
разрушаются ценностные барьеры, которые снижали бы влияние противозаконной религиозной деятельности
Отсутствуют альтернативные и просветительские каналы информации, особенно в регионах. В Кыргызстане неоднократно пытались создать идеологию «Семь заветов Манаса», «Кыргызстан – наш общий дом», «Демократический кодекс народа Кыргызстана», «Хартия будущего», «Концепция кочевья» и другие.
Анализ деятельности большинства террористических групп, показывает, что
экстремизм часто является порождением идейного вакуума, которое государство на данный момент не может сложить
Это снижает сопротивляемость части общества, особенно молодежи, к влиянию противозаконных религиозных организаций.
По данным Национального статистического комитета, молодые люди в возрасте от 14 до 28 лет в Кыргызстане составляют 25,74% (или 1 610 309 человек). Уровень занятости молодежи представляет собой следующую картину:
Именно молодежь, которая не учится и не работает, попадает в религиозные экстремистские организации,
— подчеркнул Ларионов.
Завкафедрой востоковедения и гуманитарных наук Международного университета Кыргызстана Алина Молдокеева остановилась на роли гражданского общества в борьбе с радикальными религиозно-политическими объединениями за умы молодежи.
— Радикализм молодежи выступает как форма социального самоопределения и активности молодежи, как
альтернатива повседневности и способ достижения социальной справедливости
в оппозиции государству и конкретным властным структурам.
Таким образом, основная задача в современных условиях – создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которые смогут автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей.
Такой системой должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и СМИ
Указанные институты, являясь органической частью общества, имеют достаточный набор инструментов воздействия на общественное сознание. И порой больший, чем государство.
Кроме того, привлечение общества к рассмотрению вопросов противодействия идеологии насилия позволяет максимально выверять применяемый инструментарий, не допускать нарушений прав и интересов граждан.
На современном этапе задача заключается в том, чтобы наши институты гражданского общества, научного, образовательного, бизнес-сообщества и СМИ могли бы более активно подключиться к антиэкстремистской и антитеррористической деятельности государства и внести свой значимый вклад в дело защиты граждан от экстремистских и террористических посягательств.
Одним из направлений в профилактике экстремизма и терроризма является работа со СМИ. Журналисты должны быть сопричастны к решению проблем, связанных с антитеррористической борьбой, мобилизацией общественного мнения, воспитанием ответственного политического и правового сознания.
СМИ оказывают мощное влияние на этноконтактные установки людей с различной этнокультурной идентичностью
В условиях конфликта средства массовой информации нередко служат эффективным средством этнической мобилизации. Принимая во внимание разрушительный характер конфликтных межэтнических противостояний, правомерно
говорить о защите общества от конфликтогенного воздействия отдельных журналистов и СМИ, которые провоцируют нарастание ксенофобии
и негативно воздействуют на этноконтактную ситуацию.
Необходимо всемерно пропагандировать среди учащихся гражданский патриотизм, интернационализм, а также уважение и терпимость, разъяснять опасность и разрушительность экстремизма любой природы,
недопустимость насилия в достижении поставленных целей, какими бы благородными они ни выглядели
Необходимо отметить и тот факт, что к радикализму способна не только бедная обездоленная молодежь, но и молодые люди со средним уровнем достатка, социальными и политическими амбициями, которым не соответствует коридор институциональных и структурных возможностей.
Спикер добавила, что профилактика молодежного экстремизма должна включать работу по трем основным направлениям. В упомянутом списке оказались предварительная «иммунизация» подростков к экстремистской идеологии, формирование неприятия насилия как такового и
формирование негативного образа экстремистских формирований и их лидеров
Востоковед, аспирант Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына Эрбол Омуралиев увидел пути решения проблемы в следующих моментах.
— Мы всегда говорим, что нужен комплексный подход, комплексная разработка. Я считаю, что не в этом дело.
Нам нужна четкая религиозная политика, как в СССР, где религия была отделена от государства, а церковь от школы
Религия не должна участвовать в политических процессах. Сейчас она повсеместно пытается проникнуть в политику, а это не очень хорошо, ведь политика — ничто иное, как власть.
Второй момент касается религиозного образования. Все чаще в нашей стране религия и религиозный экстремизм становятся словами из одного синонимичного ряда. Мы не знаем историю не только ислама, но и мира в целом.
Научный сотрудник Международной лаборатории исследований мирового порядка и нового регионализма (г. Москва) Темирлан Султанбеков предложил в противовес молодежному радикализму развивать в Кыргызстане систему образования.
— Различные призывы, наподобие призыва о необходимости внедрения определенной идеологии, ни к чему не приведут. А все потому что мы забыли о самых главных вещах. Во времена Акаева на систему образования из государственного бюджета выделялось всего 2%, в бытность президентом страны Бакиева – 6%.
Ситуация изменилась в лучшую сторону во времена Атамбаева – из бюджета КР на образование стало выделяться 25%. Здесь стоит вопрос эффективности.
Поэтому я предложил бы сделать более прозрачными траты государства, — отметил Султанбеков
Руководитель военно-патриотического клуба «Альтарес» Виталий Романенко свое выступление посвятил роли патриотического воспитания.
— Нельзя допустить повторения сценария. Я имею в виду 1990-е годы – тот период, когда мы упустили воспитание большого количества молодежи. Смена политического режима привела к тому, что молодежь оказалась просто выброшена на улицу и стала управляемой. Появились лжеценности.
Мы в те годы приложили все усилия, чтобы вытащить молодых людей из интернет-клубов и подворотен
Поэтому первостепенная задача – это воспитание детей в духе патриотизма, — резюмировал Романенко.
Журналист, координатор поискового движения «Наша Победа – Биздин Жениш» Светлана Лаптева предложила возродить Министерство молодежи.
— С молодыми людьми должна работать отдельная самостоятельная структура. Верните, пожалуйста, министерство. Молодежь в наше время в замешательстве, ей постоянно говорят о социальных лифтах и других возможностях.
Но как молодому человеку разобраться во всех этих процессах, если он не понимает, как устроено государство?
На все эти вопросы Государственное агентство по делам молодежи, физической культуры и спорта ответить не способно, — считает Лаптева.
Студентка дипакадемии МИД КР Сауле Нурбек кызы выразила позицию молодых.
— Я также считаю, что одной из основных причин их радикализации в нашей стране является низкий уровень образования. В Кыргызстане этому вопросу уделяется недостаточно внимания, дети по большей части предоставлены сами себе.
А ведь это чревато последствиями, поскольку скука – яд для подрастающего поколения.
Куда только они не идут от скуки, в том числе и в деструктивные организации,
— подчеркнула студентка.
Религиовед, доцент кафедры ЮНЕСКО по изучению культуры и религий Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Ельцина Денис Брусиловский остановился на актуальном вопросе.
— С сентября этого года в 50 школах КР введут новый предмет – религиоведение. На начальном этапе детям будут преподавать историю религиозных культур. А если предмет вводится в рамках истории, существует большая опасность. Так,
говоря о религии, мы не должны уходить в теизм, где речь идти будет только о теологии
И второй момент – необходимо избежать путаницы: есть научное религиоведение — теологическое и светское. Хороших специалистов-религиоведов сегодня очень мало. Важно, кто будет преподавать новый предмет, — отмечает ученый.
Директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов подчеркнул, что
государству в вопросах дерадикализации молодежи необходимо действовать на опережение
— В 14-18 лет выбор у молодого человека невелик.
Он идет первым делом туда, где его заметили – либо в банду, либо в силовые структуры. К сожалению, первый вариант реализуется все чаще
А все проблемы в нашей стране упираются в одно – отсутствие единой государственной идеологии, — резюмировал политолог.