Все казахи мечтают, чтобы их дети создали крепкие и многодетные семьи. Потому как для казахов очень важно увидеть немере (внуков) и шөбере (правнуков), а то и праправнуков (шөпшек) и прапраправнуков (немене). Следующие поколения у казахов тоже имеют свои названия — туажат, жүрежат, жекжат, жұрағат. За этим кроется огромная тяга к жизнелюбию.
За такой большой мечтой стоит немало народных традиций. Одна из них — жасау дайындау – подготовка приданого.
Слово «жасау» имеет корень «жаса», что означает «сделай», «соверши великое дело», «живи долго».
Жасау дайындау — старинная и ответственная традиция. За ней кроется трепетное отношение к дочери и ее судьбе
Известно, что к дочерям казахи всегда относятся с большей любовью, чем к сыновьям, и растят их более свободно.
Это обусловлено тем, что девочки в будущем становятся «жат жұрттық» – уходят в чужую семью. Поэтому казахи прилагали все усилия и изыскивали возможности, чтобы дочерям в семье мужа было хорошо. И подкреплялось это «жасау».
Знаток казахской жизни Шайзада Тохтабаева утверждает, что «каждая чадолюбивая семья старалась дать дочери как можно больше вещей лучшего качества. Считалось, что отсутствие приданого означает несчастливый брак».
Ученый Халел Аргынбай, автор книги «Семья и брак у казахов», пишет:
Бывало и так, что жасау, которое дают родители за дочерью, было больше полученного калыма
Вот как описывается приданое в народном эпосе «Айман – Шолпан»:
Көтібар Айманды ұзатты Әлібекке,
Атақты өзі батыр асыл текке.
Жүз-жүзден кілем, тон мен ішік қылып,
Арттырды елу нарды әділетке.
Котибар выдал Айман за Алибека,
За батыра благородного и знаменитого.
Сотнями ковры, шубы и одежды другие
На пятьдесят верблюдов были погружены.
(Прим. ред. — смысловой перевод автора статьи)
О богатом приданом, которое было погружено на 80 верблюдов-наров, говорится и в эпосе «Кыз-Жибек».
В старину, когда дочери до формального вступления в возраст невесты оставался год, на төрсандық поверх красочного сундука ставили саукеле — головной убор невесты, оповещая, что в доме есть девушка на выданье.
Новость обычно быстро распространялась среди аульчан и родственников. Тогда женщины, идя в гости,
приносили украшения и прикладывали их к саукеле, что означало магическое причастие к предстоящему торжеству
Подготовка приданого активизировалась после сватовства. Мать устраивала чаепитие — емеурін — намерение для родственниц, которые приносили вещи для приданого.
В доме предварительно резали барана и хозяйка объявляла дату начала работы. В назначенный день накрывался дастархан, варилось мясо, пекли 7 лепешек и читали молитву с просьбой о ниспослании покровительницей женских ремесел Биби Батимой удачи в работе.
В этом участвовали родственницы, соседки, подруги, рукодельницы, умеющие хорошо шить и искусно ткать ковры.
Хозяйка старалась приглашать наиболее удачливых и счастливых женщин и девушек из хороших семей.
Считалось, что каждая из них вносит в общее дело свою энергетику, а это может сказаться на будущем дочери-невесты
Существовало этикетное правило, согласно которому к хозяйке приходила жеңге (старшая сноха) и преподносила угощение со словами:
«Қолың өрнекті болсын, тоқығаның бұдан да жақсы болсын, өмір-жасың ұзақ болсын
— «Пусть твои руки будут искусны, ткачество еще лучше, а жизнь долгая».
Подобные подарки делали и другие родственницы, не занятые в коллективном творчестве. Работа сопровождалась шуточными обрядовыми песнями, речитативом, ритуальными действиями, застольем и играми.
В приданое входили саукеле, украшения, одежда, кожаные футляры для пиалок, посуда, асадал (шкаф для посуды), сундуки, постель, ковры, шерстяной войлок, юрта с богатым убранством, серебряные седла, живность и многое другое.
В сказке «Ер Төстік» упоминается, что в приданом было и оружие. Это свидетельствует о древности традиции
В состав приданого обязательно входил постилочный ковер белого цвета: белый цвет сакральный, а шерсть барана символизировала плодовитость и богатство.
Так «стимулировались плодородные качества невесты» в будущем и способствовали мягкости отношений девушки с новыми родственниками, уподоблямой войлоку.
Историк Курбангали Халид свидетельствует, что
некоторую часть приданого комплектовали в количестве тоғыз (девять)
— 9 верблюдов, 9 ковров, 9 чапанов и так далее.
Ибрай Алтынсарин, известный просветитель ХІХ века, оставил сведения о жасау одного из зажиточных людей. Для того чтобы погрузить богатое приданое, в числе которого было 125 шелковых чапанов, юрта с богатым убранством и многое другое, было выделено 25 верблюдов.
Подготовка приданого требовала немало времени, ведь многие вещи, в том числе ювелирные украшения, изготавливались вручную и стоили очень дорого.
Со временем содержание приданого изменилось. По мере развития производства в жасау стали включать швейные машинки, холодильники и другие бытовые приборы.
Жасау дайындау описывали в своих художественных произведениях многие казахские писатели.
Бауыржан Момышулы в автобиографической книге «Ұшқан ұя» («Наша семья») раскрыл эту традицию, имевшую место в начале прошлого века, рассказав о своей родной сестре Убианне.
«Отец настаивал на тое и проводах девушки не раньше, чем через полтора-два года. …Он хотел иметь достаточно времени для свадебных приготовлений и подготовке достойного приданого.
…Полученный калым был немедленно продан. Дядя стал привозить для сестры с базара разные украшения и материалы. Убианна стала наряднее одеваться и занималась рукоделием.
Наша юрта превратилась в своеобразную мастерскую, наполнилась узорными тканями, вышивками, ювелирными изделиями».
Казахи и сегодня очень ответственно относятся к этой важной народной традиции
Саукеле, как и прежде, изготавливается вручную, некоторые ювелирные украшения и платья выполняются на заказ. Но в современной жизни жасау для девушки состоит уже в основном из готовых изделий.