Среди казахских традиций есть особенные и очень редкие. Например, колыбельное сватовство — Бесік құда, о котором сейчас можно узнать только из книг. В жизни оно уже почти не встречается.
Бесік – детская кроватка, изготовленная из дерева. Отношение у казахов к ней очень трепетное. Бесік на первый взгляд очень проста. Но мало кто знает, что состоит колыбель как минимум из восьми составляющих. А пеленок, подушек и других принадлежностей, таких как «ши», «жоргек», «жаялык», «кус тосек», насчитывается не менее двенадцати.
Бесік бывает двух разновидностей. Традиционная колыбель ставится на землю, а вторая, которая редко используется, подвешивается на веревку и называется «шангильдек».
Исследователь казахской культуры Жардем Кейкин пишет, что бесiк – это священное гнездо, которое оберегает ребенка от сырости, прохладного ветра и зноя.
Казахи — народ, который придерживается правила «Бірінші байлық денсаулық» (первое богатство — здоровье)
Поэтому здоровью ребенка казахи придавали большое значение. Новорожденного клали в бесік, зная, что это способствует правильному развитию тела. До сих пор часто повторяется пословица, в которой заложена глубокая идея: «Ел боламын десең бесігіңді түзе» (если думаешь о развитии страны, не пренебрегай детской колыбелью). Высказанная много веков назад народная мудрость подразумевает, что воспитание ребенка начинается именно с колыбели.
Жизнелюбивый казахский народ всегда видел смысл жизни в детях, внуках и правнуках. Поэтому казахи мечтают женить сыновей и выдать замуж дочерей, чтобы те обзавелись своими семьями и у них было все хорошо. Именно это считается самым главным долгом родителей. Так казахи помогают молодому поколению становиться сильнее перед будущими испытаниями.
Каждый казах мечтает о хорошем и тесном отношении со сватами — это способствует укреплению молодой семьи. О будущем своих детей они задумывались еще с самого дня их рождения, а то и до него. Так и появилась традиция «Бесік құда» (колыбельное сватовство), ставшая результатом большого уважения и тесной дружбы между людьми. Стать «Бесік құда» (колыбельным сватом) предлагалось именно очень близкому другу. Зачастую такая договоренность способствовала еще более тесным отношениям и укреплению прежней дружбы. Сын и дочь росли, с детства зная, что родители еще при их рождении стали колыбельными сватами, пообещав друг другу не нарушать данного слова, крепко пожав руки и закрепив согласие крепким объятием. Когда дети подрастали и достигали совершеннолетнего возраста, их женили и справляли той.
Бата беру – древнейший и важнейший обычай казахов
Иногда два друга могли высказать намерения стать бесік құда – колыбельными сватами, в то время, когда их жены были еще беременны, то есть до рождения детей. Такой случай описан в народном эпосе «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу». Очень богатые Сарыбай и Карабай знакомятся, встретившись в широкой степи, решают подружиться и рассказывают друг другу о своем несчастье. Они узнают, что у обоих нет детей, и договариваются, что если их жены родят мальчика и девочку, отцы поженят их. О том, как это случилось, повествуют следующие строки:
Екеуміз де шырағым жасқа жеттік,
Дүниеден перзент сүймей арманда өттік.
Ендеше ит айдаған бай екенбіз.
Кел, дос болсақ қайтеді, қияметтік?!
Алланың әміріне көніселік,
Көздің қыры түскенін көріселік,
Ұл туар да, қыз туар заман болса,
Уағыдамен қалыңсыз беріселік.
Мы дожили до сегодняшних дней,
У обоих у нас нет своих детей.
Мы богаты, всего, что есть у нас, не счесть.
Так будем друзьями, для мужчин это честь!
Мы приказу Аллаха повиноваться должны,
Под оком его будем вечно дружны.
Если родятся у нас сын и дочь,
Поженим их, скажем калыму «прочь»!
Народный эпос «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» свидетельствует о том, что эта традиция была распространенной.
О традиции «Бесік құда» (колыбельное сватовство) написал в своих воспоминаниях великий артист казахского театра и кино Канабек Байсеитулы:
«В тот день, когда моя мать разродилась мною, в наш дом пришли два дорогих гостя. Один из них Канабек — волостной рода найман, второй человек по имени Есенбай. По народной традиции, пришедшие в радостный момент гости считаются очень желанными, им оказывается большое уважение. Мой отец не поскупился на угощение, зарезал по такому поводу живность и преподнес гостям дорогие подарки.
Ритуал «Салем салу» – духовное украшение казахского общества
…Как говорится в народе, «Сыйға — сый, сыраға – бал» (уважению уважение – пиву мед). Видать, прием и подарки моего отца так разволновали Есенбая, что он со своей стороны тоже решил ответить добрым поступком и предложил: «Не прошло и двух-трех дней, как моя жена родила дочь. Давай станем сватами, пусть дети растут здоровыми и счастливыми». При свидетельстве волостного Канабека они крепко пожали друг другу руки и обнялись, тем самым закрепив свои обещания. Вот так
уже при рождении стало ясно, кто будет моей невестой, когда я вырасту
Казахи это называют «Бесік құда» (колыбельное сватовство).
Если учесть, что Канабек Байсеитулы родился в 1905 году, значит традиция «Бесік құда» в начале 20-го века еще существовала.