В компании ликвидировали три филиала, провели реорганизацию штата, расширив его в 2,5 раза. Но как минимум для 11 сотрудников, среди которых беременные, больные и несогласные, рабочих мест не нашлось.
12 апреля 2017 года совет директоров Госкорпорации «Правительство для граждан» принял решение сократить три свои дирекции. Но число работников после этой манипуляции не сократилось, а выросло со 198 до 497 человек.
Казалось бы, все должны быть довольны и счастливы — в стране появились новые рабочие места. Однако для отдельных работников госкорпорации пертурбации оказались роковыми. Через 5 дней после сокращения филиалов как минимум 11 человек получили уведомления о предстоящих изменениях условий труда, подписанные председателем Аблайханом Оспановым. Людям сообщили о сохранении рабочего места и гарантировали заработную плату. Правда, не уточнили, какую именно.
Однако никому из 11 сотрудников госкорпорации так и не сообщили, в чем именно будут заключаться изменения условий их труда. А знать это они имеют право по Трудовому кодексу. Вместо разъяснений персонал отправили на собеседование — никаких критериев нового отбора и его результатов сотрудникам также не сообщили. А ведь именно это собеседование положило начало массовым увольнениям.
Уже 5 мая
все 11 человек получили на руки очередные уведомления, теперь уже с указанием о переводе на другие должности. Нижестоящие. По результатам собеседования, а не положенной в таких случаях аттестации со всеми вытекающими
Например, директорам и их заместителям стали предлагать должности специалистов Центра обслуживания населения. Люди, понимая, что оказались в крутом пике, тем не менее были согласны на изменения условий труда, но с оговоркой — сохранить им прежнюю зарплату и должность. Ну и конечно же, аргументированных разъяснений от руководства, что происходит в корпорации. Но снова их не получили.
16 мая 11 сотрудников были уволены приказами о расторжении трудовых договоров. В качестве основания столь радикального шага в документах указана ссылка на статью 58 (пункт 2) Трудового кодекса, который позволяет прекращать трудовые отношения с работниками, письменно отказавшимися от продолжения трудовых отношений. Чего в случае со служащими госкорпорации не было.
Каждый из уволенных написал в заявление об отмене незаконных приказов. Кроме того, теперь уже бывшие сотрудники «Правительства для граждан» коллективно пожаловались в администрацию президента, «Нур Отан», канцелярию премьер-министра, а также в столичную инспекцию труда. И причин для этого — масса.
Внимательное изучение истории вопроса показало, что в корпорации вообще не было никаких причин менять людям условия труда. Ведь после реорганизации штат вырос, а не сократился. Следовательно, действующие сотрудники вполне могли рассчитывать на прежние условия работы.
Дальше — больше. Выяснилось, что на вакантные должности в госкорпорации был объявлен конкурс. Как утверждают уволенные работники,
в составе аппарата компании появились новые директора департаментов, которые были назначены в обход конкурса
Отстраненным же от работы сотрудникам предложили в качестве альтернативы нижестоящие должности, которые не соответствовали ни образованию, ни опыту работы, ни квалификации кандидата.
Ботагоз Жанибекова до кадровых перестановок работала в корпорации директором департамента казначейства и банковских операций. Последний ее полный рабочий день был 19 мая. Но уже с 16 мая на этой же должности трудился совсем новый сотрудник. То есть
в государственной компании одну и ту же должность одновременно занимали 2 человека, что вряд ли является законным
Кстати, этой работнице взамен руководящей должности предложили занять место Жанар Мурзакуловой, находящейся… в декрете! Поскольку девушка рано или поздно выйдет на работу, то вакансия, предложенная Ботагоз Жанибековой, является временной. Значит ее очень скоро все равно бы уволили, но уже по другим основаниям. Кроме того, Ботагоз Ахмедьяровна имеет онкологическое заболевание и является вдовой, воспитывающей двоих детей.
Беременная Айнаш Накишбекова 5 мая письменно уведомила руководство госкорпорации о своем интересном положении. И хотя Трудовой кодекс защищает ее от увольнения до окончания декретного отпуска, женщина также оказалась не у дел.
Каирбек Нигимов 15 мая стал безработным, хотя в это время официально находился на больничном. Асель Тажкеева отработала полный рабочий день 16 мая, с 17-го открыла больничный лист, оповестив об этом начальство. Но в тот же день получила на электронную почту приказ об увольнении с 16 мая.
Уже после того как сотрудники госкорпорации стали бывшими, кое-кто из них вспомнил, что дамоклов меч предстоящего увольнения навис гораздо раньше, чем случилось судьбоносное решение совета директоров.
Поговаривают, что кадровая вакханалия затронула далеко не 11 человек, а больше сотни. Остальные просто решили не будоражить тему и молча согласились занять нижестоящие должности, в 4 раза менее оплачиваемые.
Заместитель председателя правления госкорпорации «Правительство для граждан» Кантар Орынбаев во время массовых рассылок уведомлений исполнял обязанности председателя правления.
По его словам, он еще не видел коллективной жалобы бывших сотрудников, однако знает о ее существовании.
— Все происходило в соответствии с законом, никаких нарушений не было. Да, эти сотрудники предупреждали, что будут жаловаться. Это право каждого человека. Дело в том, что после сокращения трех дирекций персонал нужно было перевести в центральный аппарат. Был проведен конкурс, собеседование, комиссия коллегиально выбрала список кандидатов на должности. Ясное дело, кого-то пришлось бы обидеть, и мне было это очень неприятно. Я понимаю этих людей, их проблемы, — прокомментировал г-н Орынбаев ситуацию.
Кантар Бекаралович оказался не готов сообщить медиапорталу 365info подробности происходящих кадровых рокировок. Однако он пообещал, что в ближайшее время мы получим исчерпывающую информацию, как и по какой причине происходили массовые увольнения и переводы сотрудников в госкорпорации.