Это не первая попытка исламского духовенства Узбекистана вторгаться в светские дела, что вызывает озабоченность у части населения.
Портал AsiaTerra опубликовал обращение к прихожанам за подписью главного имама-хатыба Юнусабадского района, преподавателя Ташкентского исламского института, имама мечети «Мирза Юсуф» 42-летнего Рахматулло Сайфуддинова. Священнослужитель призвал запретить мужчинам работать гинекологами.
«Этому надо положить конец. Хватит, этим постыдным явлением мы уже насытились ещё во времена тоталитаризма. В те времена многие наши национальные ценности и авторитет были растоптаны. Изменить это было не в нашей власти, поэтому сам факт «мужской» гинекологии воспринимался как обычное нормальное явление, а среди женского населения даже бытовало мнение, что у мужчин-гинекологов «лёгкие руки», что способствовало ещё большему росту числа желающих обслуживаться именно у них».
По его мнению, «теперь мы независимые, свободные, и должно быть стыдно, нужно запретить такие вещи».
Затем, прославляя благородную акушерскую деятельность и распевая дифирамбы в адрес гинекологов-женщин, служитель культа отметил, что если жена захочет пойти на работу в роддом, «даже муж не будет чинить препятствия», хотя «известно, что в нашей религии от женщины в первую очередь требуется почтительное отношение к мужу».
«Общественно необходимо подготовить для этой работы образованных, грамотных, опытных и высокопрофессиональных специалистов из числа женщин. Если кто-либо решит, что она пойдёт в акушеры, так как в их городе или кишлаке нет специалистов по этой части, то даже муж будет не в состоянии остановить её», —
назидательно заключил имам Сайфуддинов.
Призывы узбекского священнослужителя мгновенно разошлись по социальным сетям, вызвав бурю негодования, особенно у женской половины. Как оказалось, женщины больше доверяют акушерам мужского пола, что связано прежде всего с их более сострадательным отношением к пациенткам.
Независимый узбекскоязычный сайт Eltuz по данному случаю решил провести мини-опрос, чтобы узнать, что думают об этом узбекские специалисты разного профиля.
«Хорошо, что имамы не занимаются гинекологией», —
считает правозащитница Дильсора Фазылова, живущая ныне в Канаде и выражающая категорическое несогласие с мракобесными призывами имама Сайфуддинова.
По её словам, быть врачевателем – почётное и ответственное дело, и не каждому это дано. Как для строителя важны строящиеся дома, для инженера – планы новых проектов, для педагога – полная аудитория учеников, так и для целителя человеческое тело – объект его профессионального изучения.
«Как бы отреагировали уважаемые имамы, если бы кто-нибудь со стороны попытался лезть к ним с советами относительно религии или богословского учения? В каждой сфере есть свои знатоки и только они знают, что для них наиболее важно», —
напоминает она.
К тому же, по её словам, «не все гинекологи являются мужчинами – при несогласии всегда есть возможность и право выбора».
«Что касается позора, мне кажется, он заключается в попытках ограничить свободу и возможности женщины, подвергая опасности её жизнь и здоровье. Спорить нужно не о том, мужчиной или женщиной является врач, а о том, насколько профессионально он выполняет свои обязанности», —
заявила правозащитница изданию.
Категорически против заявлений о «постыдной» роли гинекологов-мужчин и известный фотохудожник, автор фотоальбома «Женщины и мужчины: от рассвета до заката» и фильма «Бремя девственности» Умида Ахмедова.
«Разве можно разделять врачующих специалистов на мужчин и женщин? Если, скажем, у больной откроется сильное кровотечение и её жизнь под угрозой, кто в этом случае будет выдвигать свои условия: пусть, мол, это будет женщина-врач, мужчину звать не надо? —
эмоционально восклицает она. —
Если они такие умные, почему не рассказывают о женщинах-мардикёрах (подёнщицах — AsiaTerra)? Ведь в советское время не было столь масштабного мардикёрства в женском обличье. Почему наши женщины в поисках лучшей доли разбегаются из страны кто куда?..
А слабо муллам признать, что они сами тоже небезгрешны – и приёмы больных на дому у себя ведут, «спасая», в том числе женщин, от хвори, порчи-сглаза и прочих недугов,
небескорыстно пичкают обречённых на бездетность «рецептами» беременности? Почему об этом молчат? Разве это не тот случай, когда нужно запрещать подобную практику?», —
задается вопросами Ахмедова.
Известный критик Камолиддин Юлдаш, нередко сам становящийся объектом хулы со стороны официальных религиозных чинов за то, что высмеивает узбекских священнослужителей, считает, что от выступления имама-хатыба Сайфуддинова «веет популистским духом». По его мнению,
одной из причин увеличения числа мужчин-гинекологов являются сами же представители духовенства, которые стараются всячески тормозить процесс обучения девушек
грамоте, получения ими профессиональных знаний и навыков.
«В исламе говорится, что прежде чем что-либо запретить, необходимо подумать о возможных итогах-последствиях», —
заключает Камолиддин Юлдаш.
«При решении какой-либо проблемы не надо всё плохое валить на бывший [советский] строй». Если её рассматривать сугубо с позиции полового различия, не будет ли это означать, что мы таким образом беспокоим прах нашего Ибн Сино (в Европе известного под именем Авиценны – AsiaTerra), сея сомнения в его качествах как врача, отца нашей отечественной медицины», —
высказывает мнение узбекский психолог, учёный и писатель Махмуд Юлдашев.
«Когда человек находится между жизнью и смертью, разве уместен выбор – мужчина-врач или женщина? На мой взгляд,
пусть муллы занимаются своими духовными делами, не вмешиваясь в светско-мирские дела. Наша страна – светское государство
Если они будут совать нос в светские дела, однозначно, им его «укоротят» посредством закона, то есть Основного закона республики – Конституции. Где, кстати, не сказано, что та или иная профессия выбирается в привязке к половым различиям. Если, скажем, я или кто-то другой хочет стать гинекологом, никто не имеет права это запретить. И никто никого не принуждает – все свободны в выборе врача», —
приводит Eltuz слова Махмуда Юлдашева.
Следует напомнить, что это уже не первый «выход на сцену» священнослужителя Рахматулло Сайфуддинова. Не так давно он прославился другими радикальными заявлениями относительно светского образа жизни, в частности, назвав юмористов «нечистой силой, нарушающей спокойствие народа и нации».
В распространенном по интернету видеопослании говорилось:
«Нам нередко приходится наблюдать группы так называемых «артистов», которые сделали своим ремеслом воздействие на [умы и сердца] телезрителей, читателей и пользователей интернета посредством шуточных слов и порока. Не открылись у них глаза и после того, как отобрали их лицензии в продолжение года-двух. Они и на самом деле являются нечистой силой, способной нарушить спокойствие народа, нации».
Узбекский имам приравнял юмористов к нечистой силе
Ещё один популярный «труженик духовных полей» Шермурод Тогай из мечети «Тинчлик» («Мир») Чиланзарского района Ташкента, известен в религиозных кругах своими скандальными обличениями «растлевающих» молодёжь западных ценностей и «масс-культуры». В декабре 2016 года этот мулла на своей личной странице в Фейсбуке обрушился с критикой на известную певицу Мунису Ризаеву за её «отвратительное и раздражающее поведение», чем ввёл в ступор множество пользователей соцсетей.
Активный сторонник борьбы против присущих человеческой природе «животных инстинктов», Тогай завершил свои умозаключения на избранную им тему радикальным вердиктом: «Даже под угрозой лишения головы женщина не имеет права выходить на улицу [на публику] с непокрытой головой».