В Кыргызстане существует ряд проблем, которые могут послужить причиной развала государственности страны, Кыргызстан как страна не состоялась — эти слова Марата Шибутова, сказанные в интервью российскому порталу«Regnum», серьезно обидели киргизскую оппозицию.
Говоря о проблемах Кыргызстана, Марат Шибутов разделил их на пять категорий.
— Во-первых, правовой нигилизм и коррупция в стране — раз тут не нужны правоустанавливающие документы, — перечисляет беды соседнего государства политолог.
Во-вторых, системные проблемы центральной власти. Правительство в Бишкеке контролирует только Бишкек. Никаких средств обеспечить выполнение их решений на остальной части Кыргызстана у них просто нет.
Третье —
фактически Кыргызстана как страны нет. Сейчас республика представляет собой ряд регионов, где правят местные полукриминальные и криминальные элиты
В-четвертых, нормальному инвестору в Кыргызстан заходить с инвестициями крайне опасно. Работать в республике могут только инвесторы, имеющие широкие связи с организованной преступностью. Но таким гораздо легче уйти в другую страну.
И последнее — экономическая привлекательность Кыргызстана, и без того низкая, будет все больше снижаться. Единственным приемлемым форматом сотрудничества может быть только торговля, что существенно ограничивает возможности страны для развития.
На мой взгляд, с этим всем надо срочно бороться.
Нельзя правительству и элите полагаться на то, что они решат социально-экономические проблемы Кыргызстана за счет трудовой миграции и эмиграции в другие страны-участницы ЕАЭС
Надо обеспечивать как единый правовой режим, так и верховенство закона на территории страны, иначе она обречена во всех смыслах на медленное угасание, — заключил Шибутов.
Ответ из Кыргызстана не замедлил себя ждать. В интервью порталу Vesti.kg лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев заявил, что не во всем согласен с казахстанским политологом, и что Шибутов — не первооткрыватель в вопросах сложного экономического и инвестиционного положения Кыргызстана.
– Честно говоря, тяжело что-то говорить, не зная мотивов политолога. Возможно, он сказал такое умышленно, либо же не достаточно владеет ситуацией в нашей стране. Потому что по исследованиям аналитиков и экспертов,
государственность Кыргызстана меньше всего подвержена распаду, нежели того же Казахстана, Узбекистана и Таджикистана
Эти страны вряд ли пережили бы такие политические катаклизмы, которые преодолели мы. Я говорю о критическом периоде в 2005 и 2010 годах. Что касается вопросов экономики и инвестиций, то мы и так знаем, какова в стране ситуация. Марат Шибутов Америку не открыл. О проблемах мы всегда говорим открыто. Действительно, из-за географического расположения у нас мало возможностей что-то делать. К тому же, рынок республики очень маленький, что не так привлекательно для инвесторов. Выходов к морю у нас нет, мы окружены горами. Страна оказалась, так сказать, в коммуникационном тупике, — отметил Текебаев.
Комментируя вопрос о роли криминалитета, депутат также признался, что эта информация соответствует действительности.
– И мы этого, опять же, не скрываем, в отличие от тех же соседей. Преступный мир имеет некое влияние в Кыргызстане, порой даже на политические процессы. Романтизм криминала начался после развала СССР во всех ее бывших государствах. Потому что была массовая приватизация и дикий рынок. Особенно сильным это проявило себя в тех странах, где было много богатства. Это, безусловно, Россия и Казахстан, — добавил он.
Вместе с тем Омурбек Текебаев полностью не согласен в части, где политолог говорит, что правительство Кыргызстана сконцентрировано только на Бишкеке.
– Это вымысел местных политологов, экспертов и аналитиков, что власть в стране централизована, несмотря на то, что главы айыл окмоту и мэрии назначаются путем выборов. Мы прикладываем все усилия, чтобы децентрализовать правительство. Но, на взгляд тех же аналитиков, такая тенденция все равно кажется диктатурой и авторитаризмом, что якобы может привести к распаду государства.
Казахстан не может понять те процессы, которые происходят у нас, это не укладывается в их сознании и противоречит их мировоззрению
Можно сказать, происходит неприязнь нашей политической реальности, — резюмировал парламентарий.