Казахстан поторопился обязать водителей включать фары днем, однако другие, более значимые для безопасности запреты, остались за пределами внимания наших полицейских.
Ради эксперимента мы решили установить мобильное приложение inDriver в режиме «водитель». Сообщения о заказе такси стали сыпаться ежесекундно. А теперь представим, что поиском попутчика водитель занят не ради любопытства, а из соображения подзаработать, то есть, грубо говоря, беспрестанно пялится в телефон, управляя автомобилем. Что по этому поводу думают в МВД?
«водителю запрещается при управлении транспортным средством пользоваться телефоном либо радиостанцией, за исключением их использования посредством применения наушников или громкой связи. Ответственность за нарушение указанных требований ПДД предусмотрена статьей 591 Кодекса РК об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5 месячных расчетных показателей.
В этой связи, учитывая, что законодательством четко урегулированы запреты и ответственность за пользование водителем телефоном либо радиостанцией при управлении транспортным средством, необходимость принятия каких-либо дополнительных мер по запрещению использования мобильного приложения «inDriver» и иных подобных приложений отсутствует»,
— сообщил редакции медиа-портала 365info первый заместитель председателя комитета административной полиции МВД РК Алибек Кениспаев.
Кроме того, по сообщению МВД РК, за 10 месяцев 2015 года за использование мобильников за рулем уже
оштрафовано свыше 228 тысяч водителей и не зарегистрировано ни одного ДТП, совершенного по этой причине.
То есть, следуя логике казахстанских полицейских, «ловить» любителей телефонных переговоров за баранкой автомобиля нужно только по факту, без принятия каких-то превентивных мер.
Между тем, полгода назад российский интернет-портал «За рулем» опубликовал статью о том, что
в США в прошлом году каждая четвертая авария была вызвана отвлечением внимания на разговор, СМС или даже серфинг в Интернете
«При этом все больше автовладельцев говорят о «сетевой наркомании», не позволяющей им отвлечься от мобильника ни на минуту», — говорится в публикации «За рулем».
Статистика Национального совета безопасности США свидетельствует о том, что мобильный телефон отвлек водителей от контроля за дорогой в 27% автомобильных аварий, случившихся в 2014 году. По заказу американского правительства крупнейший в США мобильный оператор провел социологическое исследование, которое показало, что
61% водителей общаются за рулем посредством СМС-сообщений, 33% пользуются почтой, 28% используют браузер, 27% сидят в Facebook, 27% снимают видео на телефон, 17% делают селфи, а 10% общаются в видеочатах. Почти четверть опрошенных признались, что проверяют свои социальные сети ежеминутно, даже если находятся за рулем.
Ничего не напоминает? Гипотетически, конечно, можно представить, что казахстанские водители inDriver законопослушно стоят у обочины и ждут подходящего для них заказа, затем созваниваются с пассажиром и едут его забирать. Однако полицейская статистика свидетельствует об обратном.
Кстати, мобильные приложения любительского такси, аналогичные казахстанскому inDriver, существуют во многих странах. В нескольких из них на правительственном уровне такие программы были запрещены. По разным причинам.
Например, летом 2015 года в Париже после бунта таксистов власти наложили вето на приложение UberPop. До этого запрета, связанного исключительно с истерией водителей профессионального такси по поводу нездоровой конкуренции, французское правительство говорило о том, что UberPop — незаконное приложение, так как пользуются им водители, не имеющие необходимой для перевозки пассажиров страховки. Кроме того, претензии властей были связаны с тем, что таксисты-любители не платят за свои услуги ни налоги, ни социальные отчисления.
В апреле 2015-го на государственном уровне сервис Uber был запрещен в Женеве,
а водителей, которые нарушают этот запрет, штрафуют на суммы от 100 до 20 тысяч швейцарских франков, что эквивалентно 96,5 и 19,3 тысячи евро.
Еще ранее сервис любительского такси был запрещен на территории Испании, Нидерландов, Германии, Китая и в нескольких штатах Австралии, а также в городах Брюссель и Милан. Практически везде запрет связан с уклонением от уплаты налогов.
В Индии Uber также вне закона, но совсем по другой причине. Индийские власти запретили использовать это мобильное приложение после инцидента, случившегося в декабре 2014 года, когда водитель Uber изнасиловал пассажирку. Кстати, 3 ноября индийский суд вынес приговор водителю-насильнику — пожизненно лишил его свободы.
И только в Казахстане власти закрывают глаза на нелегальный бизнес сервиса inDriver, который, помимо уклонения от уплаты налогов, опасен еще и тем, что попутчиков подвозят водители с разным стажем и опытом вождения, на автомобилях с разным техническим состоянием, за безопасность пассажиров никто ответственности не несет.