Для развития евразийского экономического союза необходима открытость границ и взаимодействие с европейским союзом. Единственный сдерживающий фактор интеграции двух союзов – политика, которую экономика никак не может обойти стороной. Так считает экс премьер-министр Италии и председатель Европейской комиссии (1999 – 2004гг.), Романо Проди.
Во время его председательствования в Европейской комиссии, Европа вместе с Россией инициировала проект общего экономического пространства. Этот проект в 2003 году был провозглашен, над ним достаточно долго велась работа. На какой-то стадии стало понятно, что нынешнее общеэкономическое пространство не может создать только Россия, а может создать Евразийский экономический союз. И что действительно это общее экономическое пространство может зиждиться на базе партнерства двух союзов.
— 10 лет тому назад мы пытались расшириться, охватить, включить Россию, но мы не ограничивались только ею. Мы пытались открыться. Это было очень конструктивно, и я тогда думал, что шаг за шагом мы сможем создать выдающуюся торговую зону. Но проблема была не экономического характера, потому что мы даже не дошли до всех этих аспектов. Проблема была в политической напряженности в мире из-за иракской войны. Если говорить о сегодняшнем дне, то я как экономист исследовал технические аспекты сближения европейского союза и евразийского союза. И не нахожу ни одного технического аспекта, который нельзя было бы преодолеть. Я уверен, что этот подход должен реализовываться пошагово – раздел за разделом, глава за главой. Как мы делали в ЕС. Но мне кажется проблема сближения чисто политическая. Тогда была иракская война, теперь у нас есть Украина. То есть наши технические и экономические проблемы просто спотыкаются о политику. И если техническая и экономическая интеграция — это книга которую можно постепенно прочитать, политические проблемы – совершенно другая книга.
— Насколько ЕАЭС выгодно сотрудничество с ЕС, тем более, что сейчас еврозона переживает не лучшие времена?
— Я не технический эксперт, конечно, чтобы что-то говорить о политических трудностях, препятствиях, но опыт ЕС, хотя мы сейчас и переживаем не самый легкий и лучший период нашего союза, может быть очень полезным. И если я правильно все понял, вы хотите создать единую валюту в 2025 году или позже. Но понятно, что это не легкая задача, потому что страны ЕАЭС имеют связи с другими государствами и не только с ЕС. Хотя мы являемся самым крупным торговым партнером Казахстана – 53% от общего товарооборота.
— Что нужно для успешного развития Евразийского союза?
— Необходимо сопровождать ЕАЭС раскрыванием и расширением зон и территорий, иначе эффект от создания такого сообщества будет обратным нежели тот, к которому вы стремитесь. Когда я анализировал экономическую структуру двух основных партнеров ЕАЭС – Казахстана и России — я заметил, что у них имеется очень большое сходство в торговых вопросах, нефть-газ, сырьевые продукты и т.д.. Модернизация в РФ и Казахстане может быть достигнута только при наличии серьезных связей с ЕС, потому что иначе придется торговать с похожими государствами. А торговля между странами, где имеются похожие структуры, не самый лучший инструмент, гарантирующий перемены и изменения. Большая экономическая революция, к которой так стремятся Казахстан и Россия, возможна только при открывании своих границ и партнерстве с ЕС и Китаем. Возможно, здесь могут быть такие последствия, как изолирование ЕАЭС от других соседей. Это очень щекотливая и тонкая тема.
— Но мы опять пришли к политическим вопросам…
— Да, мы снова приходим к вопросам политическим. Очень часто у нас пересекаются экономические и политические проблемы. Поэтому, я считаю, что как только напряжение в Украине спадет, так начнется логическое развитие процесса двустороннего выигрыша. И я думаю, что мы должны работать в этом направлении.